|Обратная связь
Практика бизнеса
Главная \ Статьи \ Практика бизнеса \ Сунгат Батырбеков: За развитием аквакультуры в Казахстане – будущее
 

Сунгат Батырбеков: За развитием аквакультуры в Казахстане – будущее


Отрасль рыбоводства в Казахстане находится на пороге перемен. Драйвером роста рынка активно выступила компания «Рыбпром». Какие проблемы существуют и как их можно решить? Об этом мы беседуем с председателем совета стратегического развития компании «Рыбпром» Сунгатом Батырбековым.

– Cунгат, недавно в Алматы прошел Международный рыбоводный форум «КАЗ-АКВА», в организации которого ваша компания приняла активное участие. Что это мероприятие означает для отрасли?


– Форум «КАЗ-АКВА» прошел уже в третий раз под эгидой Республиканской ассоциации общественных объединений рыболовов и субъектов рыбного хозяйства «Казахрыбхоз». Можно сказать, что он становится ежегодной авторитетной диалоговой площадкой для бизнес-структур, работающих в рыбной отрасли Казахстана.

Нынешний форум прошел достаточно конструктивно. Прозвучали конкретные предложения, которые выливаются сейчас в реальные пути реализации принятых решений: заключаются договоры, запускаются пилотные проекты. В частности, компания «Рыбпром» инициировала вопрос об объединении усилий всех предприятий казахстанского рыбного бизнеса: тех, кто занимается выловом и выращиванием рыбы, кто ее перерабатывает и кто затем реализует потребителям.

Дело в том, что необходимость перемен на нашем рынке, как говорится, назрела. Рыбопотребление в Казахстане продолжает оставаться на очень низком уровне. Согласно данным официальной статистики, этот показатель составляет 3–5 килограммов на человека в год. Существует также метод подсчета на основе опроса домохозяйств, и он выявляет цифру 8–10 килограммов в год. Но все равно это чрезвычайно мало. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) рекомендует: каждый человек должен употреблять в пищу не менее 14 килограммов рыбы в год. Между тем в России, которая схожа с Казахстаном по ментальности и кухне, показатель рыбопотребления находится на уровне 20 килограммов в год. Если брать Западную Европу, то там речь идет почти о 40 килограммах, а в Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке (Япония) люди и вовсе в среднем потребляют 60 килограммов в год на каждого.

Как известно, традиционная казахская кухня предполагает большое количество блюд из красного мяса, однако многие люди в нашей стране начинают понимать, что нужно питаться более сбалансированно, хотя бы пару раз в неделю употребляя в пищу рыбу, богатую ценными витаминами и микроэлементами. К сожалению, рыбная продукция до сих пор слабо представлена на рынке, особенно в местах цивилизованной торговли – в сетях супермаркетов, где возможно обеспечить технические условия хранения продукции. Не секрет, что торговые сети производят большую наценку на товар, что вынуждает местных производителей или отказываться от сотрудничества с ними, или мириться с тем, что продукция оказывается непривлекательной для потребителя с точки зрения цены.

 – Какой выход из этой ситуации вы видите?


– На форуме «КАЗ-АКВА» мы, участники рынка, договорились о том, что будем совместно регулировать цены. Каким образом? Оптимизируя затраты, контролируя объемы товарной рыбы на рынке. Как известно, у нас существует три источника поступления рыбы на рынок: вылов в естественных водоемах, который квотируется государством, импорт рыбы из ближнего и дальнего зарубежья (это, в частности, сельдь, мойва, скумбрия и другая морская и океаническая рыба) и объекты аквакультуры – выращивание товарной рыбы в индустриальных условиях в искусственных водоемах (это садки, бассейны, пруды, установки замкнутого водоснабжения (УЗВ) и т. п.).

Надо сказать, что все больше предпринимателей в Казахстане стали заниматься аквакультурой. И если мы будем контролировать себестоимость рыбы на уровне производства, а также договоримся с торгующими организациями по системе ценообразования, то, думаю, удастся достичь приемлемых для потребителя цен на нашу продукцию. Речь идет о среднем ценовом сегменте. Дорогая рыба luxury-сегмента (палтус, черная треска, красный окунь, тунец, крабы и т. д.) поставляется в нашу страну самолетами в основном в дорогие рестораны, имеет своего покупателя, и о ней мы не будем здесь говорить.

После форума компания «Рыбпром» активно начала переговорный процесс с рыбоводными хозяйствами республики, предлагая им взаимовыгодное сотрудничество. В частности, мы готовы сопровождать весь процесс выращивания ими рыбы – от поставки кормов, которые производит наша казахстанская компания Aqua Alliance, и мониторинга процесса выращивания до технологической помощи и получения готовой продукции.

Для торгующих организаций у компании «Рыбпром» также есть предложение, которое сделает рыбу в магазинах дешевле. И еще мы должны очень серьезно поработать в системе HoReCa – с отелями, ресторанами, кафе и кейтерингом. Это очень большая ниша для нашей продукции, особенно в Алматы и Астане, где развита индустрия гостеприимства.

Между тем рестораны предлагают очень ограниченный ассортимент рыбы. Это прежде всего семга, которая искусственно выращивается где-нибудь в Норвегии, Чили или Аргентине и преподносится здесь как нечто экзотическое и дорогое. Это дорада и сибас, тоже объекты аквакультуры, которые завозятся к нам из Турции. И это вьетнамский пангасиус, который на самом деле является дешевой рыбой. Мы хотели бы так выстроить отношения с сегментом HoReCa, чтобы рестораторы стали обращать больше внимания на казахстанский продукт, в том числе и на местные виды рыб.

Мы считаем, что потенциал нашего региона огромен в плане развития товарного рыбоводства, то есть аквакультуры. В Казахстане есть большие запасы пресной воды – реки, текущие с гор, родники, бьющие из-под земли. Этот природный фактор делает бизнес на развитии аквакультуры более чем жизнеспособным. Есть и трудовые ресурсы, и специалисты отрасли, сохранившиеся с советских времен. Осталось популяризировать рыбопотреб­ление.
 

– Мне кажется, спрос уже есть. Растет количество людей, которые стремятся к здоровому образу жизни.


– Он недостаточен для развития отрасли. Мы хотели бы привлечь Министерство здравоохранения РК и Институт питания к решению этого вопроса. Здоровое питание, в том числе повышение рыбопотребления, действительно должно стать общенациональной задачей. Она может быть осуществлена в форме, например, государственно-частного партнерства.

Кроме того, мы хотели бы дать понять казахстанскому потребителю, что рыба, выращиваемая в Казахстане и перерабатываемая на наших предприятиях, – высокого качества. Мы уже начали сотрудничество с Ассоциацией шеф-поваров Казахстана, которая организует мастер-классы по приготовлению рыбы, тем самым повышая культуру потребления рыбы.

Путь нам предстоит очень тяжелый, долгий – менять пищевые привычки людей, но это стоит того. Результатом будет здоровье населения и бурное развитие рыбной промышленности в Казахстане.

Преимущества нашей рыбы очевидны. Когда в конце 1990-х годов начался экспорт рыбы из Казахстана, западный потребитель прежде всего оценил качество и натуральность нашей продукции. Кстати, именно благодаря экспорту мы привели свои предприятия в соответствие с нормами и директивами Европейского союза. В 2000 году всего три казахстанских предприятия – «Атыраубалык», «Балхашбалык» и «Рыбпром» – вошли в список номерных предприятий, которые имели право экспортировать свою продукцию в Европу. Продажа продукции за рубеж в свое время позволила рыбной отрасли Казахстана получить развитие за счет притока валюты, а вместе с ним и инвестиций, в том числе в рыбоводство.

Надо отметить, что аквакультура во всем мире стремительно развивается. Это тренд, который нельзя не учитывать. Не только рыба, но и птица, и мясо на сегодняшний день производятся на фермах и на специально разработанных комбикормах. Выращенная в естественных условиях продукция будет становиться дороже, а основное потребление останется за белком, выращенным в искусственных условиях.

И это не хорошо и не плохо. Естественного корма для производства белковой продукции не хватает. Бизнес использует готовые корма, которые однако являются сбалансированными по своему составу и позволяют наладить производство в промышленных масштабах. Так, наша казахстанская компания Aqua Alliance на своем заводе с 2015 года производит экструдированные комбикорма для разных видов рыб: радужной форели, осетровых, карповых, тиляпии, креветки, африканского сома. Рыбоводные хозяйства Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Грузии, Армении, Беларуси и России уже оценили качество и стабильность поставок продукции Aqua Alliance. И приемлемую цену, которая обусловлена тем, что наши корма на 95% состоят из местного сырья – растительного масла, рыбной муки, минералов, дрожжей, отходов пшеницы, кукурузы, сои.

Компания Aqua Alliance также предлагает технологический и технический консалтинг, помогая предпринимателям организовать строительство и эксплуатацию фермы по выращиванию радужной форели, карпа, осетровых рыб. Использование кормов отечественного производства существенно снижает себестоимость конечной продукции, что делает такой бизнес выгодным. Ведь в затратах на выращивание рыбы стоимость кормов составляет 60–80%. То есть чтобы вырастить, к примеру, один килограмм форели, необходимо 1,2 килограмма корма.

Важно, что развитие аквакультуры на местном рынке несет для предпринимателей меньшие риски, нежели импорт, который зависит от курса валют, внешнеполитической обстановки, иностранного производителя. Импорт уязвим, хотя без него мы тоже не обойдемся – океаническая рыба нужна в рационе питания.

С начала этого года компания «Рыбпром» стала активно создавать рыбоводческие хозяйства аквакультуры и помогать другим предпринимателям в их создании, для того чтобы выращивать на нашем корме товарную рыбу. В следующем году мы должны получить первую продукцию.
 

– Расскажите подробнее об этом партнерстве.


– Мы предоставляем рыбохозяйствам наши корма, которые конкурентоспособны по цене и качеству по сравнению с импортными. Также отслеживаем весь путь выращивания рыбы, рекомендуя хозяйствам технологические параметры производства (размер, вес, способ обработки). Это связано с тем, что существуют запросы от торгующих организаций, которые стремятся брать на реализацию то, что востребовано потребителями. Для нас это важно, так как мы сами и покупаем у рыбохозяйств их продукцию. То есть им не надо думать о переработке, так как у компании «Рыбпром» есть специалисты и перерабатывающие мощности. Наша цель – вывести на рынок этот продукт, чтобы он нашел своего массового потребителя. И мы будем выступать гарантом качества конечной продукции. Также мы берем на себя обязательство отслеживать конкурентоспособность цены, чтобы местная форель, к примеру, не получилась в итоге по цене норвежской семги.

Посмотрите на тот же Вьетнам, беднейшую страну, которая смогла развить у себя аквакультуру и сделать своего искусственно выращиваемого пангасиуса (семейство сомовых) одной из основных статей экспорта. То же самое удалось и Малайзии с тиляпией, и Турции со своими дорадой и сибасом. Даже Кыргызстан стоит на порядок выше нас по развитию товарного рыбоводства, хотя имеет такие же природные условия, как и Казахстан, те же реки, горы, долины. В Узбекистане была принята правительственная программа развития рыбоводства, в соответствии с ней планируется довести производство рыбы в республике до 100 тысяч тонн в год до 2020 года. В прошлом, 2016 году они уже произвели 66 тысяч тонн, а в этом году – 75 тысяч! Тогда как у нас, по самым смелым прогнозам, речь идет всего о 15 тысячах тонн в год до 2020 года.

В Казахстане, конечно, приняты соответствующие программы, введены правила субсидирования рыбоводных предприятий на цели приобретения рыбопосадочного материала и комбикормов. До 30% этих затрат возмещается государством. Также есть инвестиционное субсидирование и другие механизмы, которые дают возможность стимулирования роста в отрасли. Но, несмотря на это, бурного развития не наблюдается. Мы считаем, что в этом виновато отсутствие спроса, который обычно рождает предложение. Поэтому мы, повторюсь, начали активно работать с организациями торговли и сегмента HoReCa, чтобы они больше предлагали потребителям рыбную продукцию местного производства.

Хочу отметить, что мы возлагаем большие надежды на следующий форум «КАЗ-АКВА», который планируется провести в Алматы в мае-июне 2018 года. Мы хотим провести его на другом уровне – как инвестиционный форум, предложив инвестиционным компаниям, фондам, банкам, потенциальным частным инвесторам очень интересные проекты по вхождению в бизнес в области рыбоводства. Очевидно, что за развитием аквакультуры в Казахстане – будущее.
 

– Удачи в реализации ваших инициатив!

 
Текст: Жамиля АБЕНОВА 05 декабря 2017 Количество просмотров: 411 Рейтинг читателей:

На эту тему



ABB AbilityTM: цифровое будущее становится ближе

Компания ABB в сотрудничестве с McKinsey произвела оценку уровня цифровизации разных отраслей промышленности.


Как отразить в бухучете инвестиционное имущество

В настоящей статье рассматриваются вопросы, касающиеся отражения в учете инвестиционного имущества, что регламентируется международными стандартами финансовой отчетности – МСФО (IAS) 40.

Комментарии


Оставить комментарий
Оцените статью
нажмите на звезды

Предупреждение: комментарии не по теме будут удалены
Имя:
Комментарий: