|Обратная связь
Финансы и капитал
Главная \ Статьи \ Финансы и капитал \ Как найти деньги на франшизу
 

Как найти деньги на франшизу


Бизнес, построенный по схеме франчайзинга, требует значительных затрат на начальном этапе: паушальный взнос, роялти, выплаты в рекламный и маркетинговый фонды, инвестиции и т. д. Поэтому сделать франшизу прибыльной в условиях дорогих кредитов достаточно трудно. Значит, нужны кредиты недорогие.

Кредитные механизмы


Крупные франчайзинговые системы и мелкие франчайзи одинаково нуждаются в финансировании, но, разумеется, большим корпорациям намного легче привлекать инвесторов, нежели частным предпринимателям. В развитых странах именно малое предпринимательство (МП) является участником большинства франчайзинговых отношений, формируя большую долю в национальном ВВП. Поэтому очень важно, чтобы механизм финансирования франчайзинга был доступен именно для МП.

На мировом рынке представлено большое количество инструментов для финансирования франчайзинговых сделок. Самые разнообразные предлагают в США. Наиболее интересным инструментом можно назвать механизм инвестирования начального бизнеса за счет своих пенсионных накоплений.

Кредит под залог известного товарного знака является популярной формой кредитования в странах, где франчайзинг очень развит. Но такая форма кредитования не получила должного распространения в странах СНГ, в том числе и в Казахстане.

Кредитование франчайзинга в Казахстане



Из истории кредитования франчайзинга в Казахстане можно отметить программу «АТФБанка», стартовавшую в 2005 году. Следует заметить, что этот банк одним из первых начал внедрение программы кредитования на покупку франшизы. Но эти программы не пользовались популярностью у населения в силу ряда причин. Это неготовность предпринимателей к покупке франшиз, высокая цена кредитов, непопулярность самой формы франчайзинговых отношений и недостаточность информации о франчайзинге.

Кредитование покупки франшиз является приоритетным в портфеле многих западных банков, но в Казахстане банки зачастую не имеют собственной программы кредитования франчайзинга. Основными причинами такого положения являются недоступность кредитов и залоговая политика банков.
На сегодняшний день основным финансовым институтом, продвигающим кредитование франчайзинговых сделок в Казахстане, является фонд «Даму». В рамках программы «Даму-Қолдау» фонд предлагает очень удобный механизм кредитования франчайзинга: предоставление частичной гарантии франчайзерам и залогового обеспечения покупателям франшизы. Программа находится на начальном этапе реализации, то есть пока предпринимателей только обеспечивают необходимой информацией о преимуществах ведения бизнеса посредством франчайзинга и рассказывают о данном кредитном механизме.

Если анализировать казахстанский рынок кредитования франчайзинга, то, кроме фонда «Даму», практически нет институтов, финансирующих франшизы. Отдельные сделки скорее являются исключением, чем правилом. Между тем в условиях сегодняшнего кризисного дефицита инвестиционных объектов на рынке может повыситься спрос на франшизы как объект инвестирования и на финансы, необходимые для этого бизнеса. И этот фактор должен привести к появлению на рынке организаций, специализирующихся только на кредитовании франчайзинга.

Доступные кредитные инструменты в РК



Уже сегодня на казахстанском финансовом рынке существуют механизмы, которые можно было бы использовать для кредитования франчайзинга. Рассмотрим их.

1. Микрокредитование. Этот кредитный механизм активно развивается в Казахстане, и в особенности в регионах. Конечно, учитывая высокие процентные ставки этих организаций, очень трудно представить эффективность такого рода кредитования для покупки франшизы. За микрокредитами часто обращаются те предприниматели, которые в силу разных причин не могут получить кредиты в банках второго уровня.

Если посмотреть на опыт других стран, то можно заметить, что микрокредитование играет в финансировании франчайзинговых сделок заметную роль. Операторами микрокредитных программ, как правило, являются предпринимательские ассоциации и фонды по развитию МСБ.

Большое преимущество микрокредитных организаций (МКО) – в умении кооперироваться с различными кредитополучателями. Это имеет большое значение в создании инвестиционного пула для покупки франшизы.

Снижение процентных ставок микрокредитов позволило бы предпринимателям создавать финансово устойчивые франчайзинговые предприятия.

Микрофинансирование также важно для формирования социально ориентированных франшиз с эффективными технологиями. Речь идет не о дорогих брендах, а о доступных франшизах, стоимость которых варьируется от $2000 до $5000.

Справка

При помощи СПК «Батыс» в Актюбинской области был реализован проект микрокредитования, при котором кредиты выдаются под 9% годовых. Предусмотрено льготное погашение основного долга на срок до пяти лет. Оператор проекта – «Актобе ауыл микрокредит» – объединил вокруг себя ряд других микрокредитных организаций региона, таким образом способствовав удешевлению кредитов.

2. Кооперация крупных и мелких предприятий. Данная форма финансирования франчайзинга аналогична принципу кооперации микрокредитных организаций, но финансовый пул составляют не кредитные деньги, а совместные фонды различных предприятий. Данный вид активно используется при финансировании многосторонних франчайзинговых сделок крупными предприятиями. Но симбиоз малых предприятий в реализации франчайзинговых проектов также применим на практике. В качестве примера можно привести франчайзинговую схему американской сети супермаркетов IGA, в основе которой лежит объединение 100 владельцев бакалейных лавок, создавших в 1926 году Национальный альянс независимых бакалейщиков. В странах Западной Европы такие схемы очень популярны.

3. Финансирование франчайзером своего франчайзи. Франчайзинг – это постоянная динамичная экспансия. Франчайзеры заинтересованы в постоянной динамике и в некоторых случаях создают специальные финансовые программы для участников своей сети. Это могут быть отсроченные платежи с процентной или нулевой ставкой или инвестиции в предприятие франчайзи с последующей прибылью. Это весьма распространенная практика в западных странах, где рынок достаточно прозрачен и устойчив. Будущему франчайзи следует подробнее узнать о существующих программах франчайзера.

4. Кредитование под гарантию франчайзера. Гарантом при получении кредита перед банком в этом случае выступает сам франчайзер. В некоторых случаях эти гарантии стоят дополнительных выплат франчайзи в фонд франчайзера.

5. Финансирование по программе содействия экспорту. В случае если франчайзи является покупателем иностранного бренда, в частности американского (как известно, США являются родиной более 80% мировых популярных франчайзинговых брендов), то можно получить поддержку различных программ содействия экспорту американских товаров. Например, программа корпорации OPIC, благодаря которой были созданы франшизные предприятия Marriott в Афганистане и Subway в России. Или программа Buy USA, финансируемая министерством торговли США, через которую можно получить инвестиции в проекты, связанные с покупкой товаров американских производителей. Благодаря этой программе можно также получить содействие в покупке американской франшизы. Подробнее о программах можно узнать в коммерческом отделе посольства США в Казахстане.

6. Другие способы. Существует также ряд неформальных способов финансирования франшизы, среди которых можно отметить такую форму финансирования, как, например, помощь родственников или друзей, что может быть очень актуальным для нашего рынка, учитывая важность родственных связей в Казахстане. В США таким образом финансируются около 14% франшиз. Еще одна неклассическая форма – использование личных/пенсионных накоплений для финансирования стартового бизнеса. Это, пожалуй, самая популярная форма финансирования покупки франшизы в США (более половины всех сделок). Но данный механизм пока трудно применим в Казахстане.

У нас инфраструктура финансирования франчайзинга на данный момент развита очень слабо, но очевидно, что спрос на доступные кредиты по финансированию франчайзинговых сделок будет со временем только возрастать.

 
Текст: Бекнур КИСИКОВ, Вице-президент Казахстанской ассоциации франчайзинга 16 октября 2012 Количество просмотров: 5696 Рейтинг читателей:

На эту тему



Исламские деньги идут в Казахстан

«Исламский банк развития» (ИБР) в рамках стратегии сотрудничества с Казахстаном может профинансировать в республике в период с 2012 по 2014 год проекты на сумму свыше $1 млрд.


Микрокредитование урегулируют

Создание государством хороших стартовых условий для роста МКО не повлияло на качественное развитие института микрокредитования: по разным оценкам специалистов, из общего числа зарегистрированных МКО от 60 до 75% бездействует или находится во временном простое.

Комментарии


Оставить комментарий
Оцените статью
нажмите на звезды

Предупреждение: комментарии не по теме будут удалены
Имя:
Комментарий: