|Обратная связь
Финансы и капитал
Главная \ Статьи \ Финансы и капитал \ Микрокредитование урегулируют
 

Микрокредитование урегулируют


Создание государством хороших стартовых условий для роста МКО не повлияло на качественное развитие института микрокредитования: по разным оценкам специалистов, из общего числа зарегистрированных МКО от 60 до 75% бездействует или находится во временном простое.

Становлению системы микрокредитования государство отводит особую роль. Микрокредиты призваны стимулировать развитие малого бизнеса – одного из факторов диверсификации экономики – и к тому же решить социальные задачи: вопросы занятости селян, молодежи и переселенцев. Для увеличения числа микрокредитных организаций (МКО) согласно законодательству значительно сокращены процедуры их создания и регистрации. А для упрощения работы с клиентами отменены лицензирование и надзор со стороны Национального банка и Агентства по финансовому надзору.
Однако ощутимого результата это не принесло. Если доля микрофинансирования в странах с переходной экономикой колеблется от 20 до 40%, то в Казахстане сегмент микрокредитования в совокупном кредитном портфеле государства составляет всего около 2%.
Основной отличительной чертой рынка микрокредитования является особая категория его заемщиков. Основные клиенты МКО – тот слой населения, который в силу разных причин не имеет свободного и постоянного доступа к кредитным ресурсам банков, особенно если нуждается в относительно небольших суммах, от 10 до 100 тысяч тенге. Очень часто это жители сельской местности, планирующие увеличить поголовье домашнего скота или расширить свое подсобное хозяйство. Но они не могут получить банковский кредит, так как ни недвижимость в сельской местности, ни сельхозинвентарь не представляют для банков залоговой ценности. Это и горожане, пытающиеся обеспечить свои семьи посредством торговли, которая является наиболее быстрым способом заработать средства на существование.
Таким образом, МКО предоставляют населению легализованный партнерский кредит – небольшие суммы на короткий срок. А так как на заре развития концепция микрокредитования предполагала финансирование малоимущих слоев населения, это отразилось на составе участников рынка. Большинство из МКО были зарегистрированы в форме некоммерческой организации. Упрощенная регистрация в соответствии с законом от 2003 года «О микрокредитных организациях» позволила прийти на рынок всем желающим.
Поэтому основной круг сегодняшних игроков являет собой региональные организации, слабо капитализированные, со штатом 2–3 человека, испытывающие трудности с подготовкой и повышением профессионального уровня своих работников.
На сегодняшний день основной проблемой для большинства МКО является отсутствие стабильного доступа к источникам кредитования. Нерегулируемость МКО приводит к тому, что, во-первых, они не могут финансировать свою деятельность за счет привлечения депозитов населения. Во-вторых, многие международные инвестиционные компании настороженно относятся к нерегулируемым субъектам финансового рынка. Эксперты уверены, что основная проблема, с которой сталкиваются иностранные инвесторы, – это недостаток информации о деятельности микрокредитных организаций и финансовая непрозрачность этих организаций. Под финансовой прозрачностью понимается не только наличие финансовой отчетности, но и ее подтверждение внешним аудитом, а также оценка деятельности организации, выполненная независимым специализированным рейтинговым агентством. На сегодняшний день известны лишь три организации, прошедшие международный рейтинг в Казахстане.
Достаточно заинтересованы в сотрудничестве с микрокредитными организациями коммерческие банки, но при этом они рассматривают МКО как стандартного заемщика и требуют твердые залоги, в то время как основным активом большинства микрокредитных организаций является их кредитный портфель.
Поэтому ожидания большинства участников рынка, являющихся небольшими региональными организациями, связаны прежде всего с государственной поддержкой микрокредитования.
Напомним, что в начале этого года депутатами мажилиса РК был одобрен проект закона «О микрофинансовых организациях», регулирующего их деятельность в Казахстане.
«Целью законопроекта является развитие сферы микрофинансовых услуг, укрепление финансовой деятельности и повышение прозрачности микрофинансовых организаций, обеспечение доступности микрокредитов широким слоям населения, обеспечение защиты прав и интересов потребителей услуг микрофинансовых организаций, а также введение регулирования, контроля и надзора за деятельностью микрофинансовых организаций», – значится в заключении комитета по финансам и бюджету палаты.
Разработчиками законопроекта предусмотрены обязательные условия, необходимые для включения организации в реестр. Во-первых, это соответствие размера уставного капитала размеру, установленному Нацбанком. Во-вторых, обязательное участие в системе кредитного бюро.
Регулирование невозможно без мониторинга финансового состояния данных организаций. Поэтому предлагается определить следующие нормативы: минимальный размер уставного капитала, минимальный размер собственного капитала, достаточность собственного капитала, а также предполагается введение классификации выданных кредитов и других активов и, соответственно, предусматривается возможность создания провизии в порядке и на условиях, устанавливаемых Нацбанком.
Вместе с тем предлагается применять меры надзорного реагирования в случае нарушения организациями действующего законодательства. Ограничения в деятельности микрофинансовых организаций предполагают: запрет на осуществление предпринимательства, за исключением предоставления микрокредитов и разрешенных видов деятельности, к которым будут относиться привлечение зай­мов и грантов от резидентов и нерезидентов Казахстана. При этом запрещается привлекать деньги в виде займов от граждан.
В качестве переходного периода для реализации предлагаемых изменений предлагается установить три года. Все действующие микрокредитные организации, а их, по информации Нацбанка, порядка 1000, должны быть перерегистрированы в микрофинансовые организации.

Арсен ХАМЗИН
 
Текст: 16 ноября 2012 Количество просмотров: 3121 Рейтинг читателей:

На эту тему



Исламские деньги идут в Казахстан

«Исламский банк развития» (ИБР) в рамках стратегии сотрудничества с Казахстаном может профинансировать в республике в период с 2012 по 2014 год проекты на сумму свыше $1 млрд.


Как найти деньги на франшизу

Бизнес, построенный по схеме франчайзинга, требует значительных затрат на начальном этапе: паушальный взнос, роялти, выплаты в рекламный и маркетинговый фонды, инвестиции и т. д. Поэтому сделать франшизу прибыльной в условиях дорогих кредитов достаточно трудно. Значит, нужны кредиты недорогие.

Комментарии


Оставить комментарий
Оцените статью
нажмите на звезды

Предупреждение: комментарии не по теме будут удалены
Имя:
Комментарий: