|Обратная связь
Экономика
Главная \ Статьи \ Экономика \ Перспективы партнерства
 

Перспективы партнерства


В Астане прошел форум «Привлечение инвестиций частного сектора в инфраструктуру посредством проектов государственно-частного партнерства», организованный Международной финансовой корпорацией (МФК) и Академией государственного управления при Президенте Республики Казахстан.

На этом мероприятии с докладом «ГЧП в Казахстане: стратегия и перспективы» выступил министр национальной экономики РК Ерболат Досаев. Главный посыл его выступления – Казахстан намерен развивать государственно-частное партнерство (ГЧП) в регионах. 

Причем основное внимание будет уделяться малым проектам по строительству объектов образования и здравоохранения, в зависимости от потребностей конкретного региона. 

Ниже публикуем тезисы доклада, который представляет интерес в плане понимания темы и идей для внедрения в Казахстане.  

«В течение прошедших десяти лет увеличивающееся количество стран внедрили модель государственно-частного партнерства как механизм по обеспечению потребностей в государственном инвестировании в крупные инф­раструктурные проекты и получении частным сектором пользы от инноваций и эффективного управления государственными услугами.

Государство путем применения механизмов ГЧП не только передает функцию по оказанию услуг населению, а одновременно способствует формированию нового мышления у бизнеса и власти. Бизнесу необходимо не только построить объект (в рамках государственных закупок), но и эксплуатировать, управлять объектом государственной собственности в долгосрочном периоде с надлежащим уровнем качества услуги. Следовательно, говоря о ГЧП, мы говорим о партнерстве бизнеса и государства, и участники проектов ГЧП должны понимать, что не только государство несет ответственность за переданный объект и предоставляемые услуги, но и частный партнер несет ответственность. Риски обеих сторон по реализации проекта должны всегда делиться равно.

На сегодняшний день основными задачами ГЧП в Казахстане являются:

  •  снижение нагрузки на бюджет;
  •  привлечение бизнеса к управлению государственными активами;
  •  привлечение инвестиций и внедрение новых моделей взаимодействия государства и бизнеса.

В Казахстане одной из наиболее популярных форм ГЧП является концессия, официальное становление которой началось в 2006 году с принятием Закона «О концессиях».

Сегодня мы имеем 3 действующих концессионных проекта, по которым наработан определенный положительный и отрицательный опыт. Это железнодорожная линия Станция Шар – Усть-Каменогорск, линия электропередачи Северный Казахстан – Актюбинская область и пассажирский терминал аэропорта в городе Актау.

Другие модели, применяемые в международной практике ГЧП, в казахстанском законодательстве в те годы не предусматривались.

Для повышения привлекательности ГЧП-проектов и их широкого применения за последние 2 года мы интенсивно работаем над развитием ГЧП в Казахстане. Нами подготовлены и внесены в законодательство дополнительные концептуальные изменения.

Во-первых, расширена линейка контрактов ГЧП для более гибкого структурирования проектов. Внедрены свыше 5 основных видов контрактов, еще больше смешанных видов.

Во-вторых, расширены сферы применения ГЧП путем снятия ограничений на передачу в концессию объектов медицинского назначения, организаций среднего общего образования, социальной защиты населения, водоподготовки и водоснабжения.

Кроме того, в целях повышения привлекательности ГЧП для инвесторов в соответствии с мировой практикой внедрен новый механизм поддержки реализации ГЧП-проектов – «Плата за доступность» для социально значимых, малоокупаемых проектов, таких как строительство и эксплуатация автодорог с низким уровнем трафика, школ, детских садов, больниц, поликлиник. 

Этот инструмент позволяет государству на срок концессии обеспечить равномерный возврат затрат концессионера на строительство, эксплуатацию и управление такими объектами при условии их качественной эксплуатации. При этом государство оставляет за собой право взимания платы с потребителей. Для инвесторов в рамках социальных обязательств государства введена мера государственной поддержки «гарантия потребления». 

Для обеспечения финансовой устойчивости проектов ЖКХ на долгосрочный период появилась возможность закрепления стабильного тарифного регулирования в контрактах.

Порог вложения концессионером собственных средств в проект ГЧП снижен с 20 до 10% от стоимости объекта концессии.

Для повышения привлекательности капиталоемких проектов, таких как БАКАД, для финансирования международными финансовыми институтами и другими инвесторами, с учетом предложений МФК и ЕБРР, законодательно внедрена возможность заключения Прямого соглашения между кредитором, концедентом (государством) и концессионером по концессионным проектам особой значимости, а также возможность обращения в международный арбитраж.

Законодательно внедрен институт проектного финансирования, который предусматривает:

  •  возможность финансирования заемщика под будущие денежные потоки; 
  •  замену заемщика (концессионера) по требованию кредитора с согласия концедента (Step-in-Rights); 
  •  использование выделенного актива в защиту кредиторов;
  •  запрет взыскания на выделенные активы;
  •  защита от секвестра принятых государством концессионных обязательств.

В целях упрощения процедур и сокращения сроков подготовки проектов ГЧП внедрены одноэтапные и двухэтапные конкурсы, в зависимости от сложности проектов.

При проведении одноэтапного конкурса предполагается широкое использование типовых проектов и проектных решений. Одноэтапный конкурс будет применяться для строительства типовых объектов, таких как детские сады, поликлиники.

Двухэтапный конкурс будет проводиться при реализации более сложных, уникальных и капиталоемких проектов. Например, мы планируем такой двухэтапный конкурс по БАКАД.

Усовершенствование конкурсных процедур, внедрение одноэтапного и двухэтапного конкурсов позволяет сократить сроки подготовки проекта с существующих 2–3 лет до 6–9 месяцев (за исключением уникальных проектов). 

Кроме того, по проектам, являющимся типовыми и технически несложными, упрощена процедура подготовки необходимой документации, что позволяет ускорить процесс реализации проектов ГЧП в регионах.

В целях повышения самостоятельности местных исполнительных органов (МИО), в частности при реализации типовых проектов ГЧП, им переданы полномочия:

  •  по установлению лимитов государственных концессионных обязательств МИО на трехлетний период;
  •  по согласованию и экспертизе местных концессионных проектов, за исключением проектов, стоимость которых превышает $40 млн;
  •  по утверждению маслихатами областей перечня концессионных проектов МИО. 

Теперь они могут самостоятельно разрабатывать, проводить экспертизу и реализовывать местные проекты.

В целях внедрения принципа одного окна на республиканском уровне создан Центр сопровож­дения проектов ГЧП при НУХ «Байтерек». Центр будет обес­печивать подготовку и сопровождение всех республиканских проектов ГЧП в «одном окне» для государственных органов, а также оказывать консультативную помощь для инвесторов.

На местном уровне МИО имеют право привлекать Центр либо определять юридические лица по сопровождению проектов ГЧП. Во всех регионах решением акимов определены соответствующие юридические лица.

В целях обеспечения привлечения финансирования для проектов ГЧП создается Фонд инфраструктурных проектов при АО «НУХ «Байтерек».

Для дальнейшего становления ГЧП в настоящее время разработан проект закона «О государственно-частном партнерстве» при активном участии международных финансовых организаций, представителей бизнеса и Национальной палаты предпринимателей.

Принятие данного законопроекта позволит расширить сферы применения и круг участников ГЧП, установить гарантии прав и законных интересов партнеров, предусмотреть механизмы правовой защиты организаций, финансирующих проекты ГЧП.

Также законопроект позволит определить формы участия в ГЧП субъектов квазигосударственного сектора как в качестве представителя государственного партнера, так и финансирующей организации.

Таким образом, существенно расширяется круг участников ГЧП за счет финансовых организаций, национальных отраслевых операторов (КТЖ, КЕГОК, Казахтелеком) и других субъектов квазигосударственного сектора, обладающих колоссальными материальными и административными ресурсами.

Кроме того, законопроект позволяет урегулировать вопросы корпоративного управления проектами, реализуемыми в рамках институционального ГЧП, предполагающего создание совместного предприятия между государственным и частным партнерами для реализации проекта. Данный механизм будет реальной альтернативой капитализации квазигосударственных компаний за счет бюджета.

До настоящего времени основное внимание в вопросах ГЧП отдавалось подготовке и реализации крупных капиталоемких проектов. В свою очередь, развитие ГЧП связано не только с крупными, но и малыми проектами на местном уровне, направленными на строительство объектов образования и здравоохранения, необходимых для конкретного региона.

Дополнительно законопроект позволяет расширить сферы применения третейских и арбитражных судов и определить роль в ГЧП Национальной палаты предпринимателей.

Будут существенно расширены контрактные формы за счет внедрения в ГЧП контрактов жизненного цикла, сервисных контрактов, лизинговых отношений, инновационное ГЧП.

В настоящее время законопроект о ГЧП находится на рассмотрении Канцелярии Премьер-Министра и Администрации Президента Республики Казахстан.

За исключением трех проектов, упомянутых ранее, в насто­ящее время на различных этапах готовности находятся 44 проекта на общую сумму порядка $3,5 млрд. 

При этом основной пул прорабатываемых проектов приходится на регионы, это 39 проектов из 44, на сумму более $2,2 млрд. 

Кроме того, инициируется вопрос подготовки еще 33 проектов по механизму ГЧП в различных отраслях экономики.

На республиканском уровне в текущем году планируется объявление конкурса по проекту автодороги БАКАД, прорабатываемому совместно с МФК, который более детально будет обсуждаться сегодня в рамках настоящего форума.

Кроме того, на региональном уровне в течение ближайшего полугода планируется проведение конкурсов по проектам в сфере образования и городской инфраструктуры (это проекты строительства и эксплуатации детских садов в Восточно-Казахстанской области, строительства паркингов и автовокзала в городе Астана).

Таким образом, принимаемые меры подтверждают нашу приверженность расширению кооперации с бизнесом на условиях равноправного партнерства для развития общественно значимой инфраструктуры и благ».


 
Текст: По материалам пресс-службы Министерства национальной экономики РК 05 января 2015 Количество просмотров: 2157 Рейтинг читателей:

На эту тему



ОПЕК: в 2018 году уровень добычи нефти в Казахстане увеличится на 5%

18 января опубликован ежемесячный отчет Организации стран – экспортеров нефти (The Organization of the Petroleum Exporting Countries, сокращенно ОПЕК, англ. OPEC) по нефтяному рынку.


Инфляцию удержали в обещанном коридоре

Показатели 2017 года оказались вдвое благоприятнее, чем годом ранее.

Комментарии


Оставить комментарий
Оцените статью
нажмите на звезды

Предупреждение: комментарии не по теме будут удалены
Имя:
Комментарий: