|Обратная связь
Практика бизнеса
Главная \ Статьи \ Практика бизнеса \ Зачем нужны консультанты?
 

Зачем нужны консультанты?


Вопрос, выведенный в заголовок статьи, слышал, я думаю, любой казахстанский сотрудник консалтинговой компании.

Самые распространенные ответы на него – повысить эффективность бизнеса, дать возможность для развития перспективных направлений, создать методическую основу для увеличения прибыли компании или увеличения доли рынка. Ответы очень хорошие – звучат позитивно, создают ощущение грядущего праздника и ласкают слух владельца бизнеса.

Однако (да простят меня коллеги – консультанты) чаще всего это не соответствует действительности. Повышать эффективность, открывать новые возможности – это актуально для тех компаний, которые функционируют без серьезных текущих проблем, что в моей практике случалось крайне редко. Чаще всего консультант работает не над улучшением, а над исправлением текущего состояния бизнеса. Чувствуете разницу?

В работе казахстанского консультанта и врача есть одна общая черта: к нам крайне редко приходят люди, у которых все хорошо. Разница между консультантом и доктором лишь в том, что один лечит заболевших людей, а другой – заболевшие компании. 

Основная причина, на мой взгляд, в том, что большинство компаний в Казахстане возникли и развивались без какого-либо четкого плана, стихийно. Если компания невелика, это практически не влияет на ее работу, у собственника или директора на все хватает времени и сил. Однако когда бизнес начинает расти, начинают проявляться болезни, которыми страдает, в той или иной мере, львиная доля отечественных компаний: 

  • раздутая, с дублированием многих функций, организационная структура;
  • наличие незаменимых сотрудников, уход которых чреват серьезными проблемами для бизнеса;
  • отсутствие должного учета и контроля, обеспечивающее массу возможностей для злоупотреблений со стороны чрезмерно предприимчивых подчиненных;
  • отсутствие стратегического планирования, работа по текущей ситуации;
  • вовлеченность высшего руководства или собственника в операционные мелочи, не оставляющая времени для нормального, плодотворного управления компанией;
  • неэффективное использование ресурсов – финансовых, материальных и трудовых.

Пока компания на подъеме, растущие за счет увеличения оборота доходы создают видимость эффективности. Продажи растут, открываются новые торговые точки, появляются новые парт­неры – зачем что-то менять, все же и так хорошо работает? 

Последствия системных ошибок первое время кажутся незначительными, но имеют свойство накапливаться как снежный ком. Если их игнорировать, то компания рано или поздно сталкивается уже с реальными серьезными проблемами: лавинообразным сокращением прибыли, потерей клиентов, кассовыми разрывами, неконтролируемой утечкой товарных запасов и прочими малоприятными явлениями. Продолжая врачебную аналогию – болезнь уже запущена, состояние пациента внушает опасения и пора звать доктора.

Поэтому хотел бы обратиться к отечественным предпринимателям с искренней просьбой: не откладывайте решение назревших организационных вопросов на потом. Потому что «потом» – это всегда тяжелее, дольше и дороже. Пусть консультант придет в вашу компанию не для устранения проблем, а для создания возможностей.

 
Текст: 12 мая 2015 Количество просмотров: 1017 Рейтинг читателей:

На эту тему



ABB AbilityTM: цифровое будущее становится ближе

Компания ABB в сотрудничестве с McKinsey произвела оценку уровня цифровизации разных отраслей промышленности.


Сунгат Батырбеков: За развитием аквакультуры в Казахстане – будущее

Отрасль рыбоводства в Казахстане находится на пороге перемен. Драйвером роста рынка активно выступила компания «Рыбпром». Какие проблемы существуют и как их можно решить? Об этом мы беседуем с председателем совета стратегического развития компании «Рыбпром» Сунгатом Батырбековым.

Комментарии


Оставить комментарий
Оцените статью
нажмите на звезды

Предупреждение: комментарии не по теме будут удалены
Имя:
Комментарий: