|Обратная связь
Практика бизнеса
Главная \ Статьи \ Практика бизнеса \ МСФО в системе налогообложения
 

МСФО в системе налогообложения


На протяжении всех этапов развития налоговой системы в Республике Казахстан правила налогового учета имели высокий уровень взаимосвязи с правилами бухгалтерского учета.

Данный факт не вызывал особых сложностей при организации налогового учета, так как национальный бухгалтерский учет представлял собой систему регистрации документально подтвержденных фактов финансово-хозяйственной деятельности, основанных на исторической стоимости. Соответственно, сумма операции, ее назначение и дата проведения, указанные в документе и зафиксированные в бухгалтерском учете, принимались для расчета налоговых обязательств с учетом некоторых аспектов налогового законодательства.

Ситуация изменилась в связи с внедрением в РК международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). В соответствии с действующей редакцией Закона о бухгалтерском учете, субъекты крупного предпринимательства и организации публичного интереса обязаны составлять финансовую отчетность в соответствии с МСФО. Субъекты среднего предпринимательства, а также государственные предприятия на праве оперативного управления составляют финансовую отчетность в соответствии с международным стандартом для малого и среднего бизнеса.

Введенный в действие с 1 января 2009 года Налоговый кодекс по многим вопросам налогообложения содержит прямые ссылки на МСФО, что делает МСФО фактически нормативным актом для целей налогообложения.

Согласно законодательству РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, МСФО – это стандарты финансовой отчетности, утвержденные Советом по международным стандартам финансовой отчетности.

При этом МСФО являются концептуальным документом, носящим компромиссный характер. Применение тех или иных принципов и методов МСФО является вопросом профессионального суждения. Под профессиональным суждением понимается профессиональная оценка всех объективных факторов, позволяющих принять решение в условиях неопределенности, например:

  • соотношение экономического содержания и юридической формы;
  • сроки полезного использования и обесценение основных средств и нематериальных активов;
  • заключены ли в объекте экономические выгоды;
  • оценка сомнительной дебиторской задолженности;
  • оценочные обязательства;
  • ставки дисконтирования;
  • возможный исход судебного разбирательства и так далее.

Исходя из существующей практики, указанные обстоятельства часто порождают конфликты:

  • Между потребностями различных групп пользователей финансовой отчетности и пользователями налоговой отчетности в лице налоговых органов РК.

Данный конфликт возникает, когда компания выстраивает учетную систему, ориентированную на налоговые органы, основываясь на консервативном подходе. Под консервативным подходом в данном случае понимается ведение бухгалтерского и налогового учетов без применения суждения и оценок, основанных на МСФО, так как они могут быть не приняты во внимание при производстве налоговых проверок или подвергнуты иной интерпретации. Финансовая отчетность таких компаний может содержать отступления от МСФО и ставить под сомнение принцип правдивости информации. То есть заинтересованные пользователи финансовой отчетности не могут составить представление об истинном финансовом положении компании и результатах ее деятельности (конечно, в тех случаях, когда финансовая отчетность подвергается независимому аудиту, показатели могут быть правильно интерпретированы на уровне финансовой отчетности). 

Неоднократно приходилось наблюдать, как специалисты, ответственные одновременно за формирование финансовой и налоговой отчетности, при принятии решений, имея собственное, экономически выверенное профессиональное суждение, решают ситуацию «консервативно», исходя из ожиданий возможных оценок налоговых органов, которые часто основаны на формальном подходе. В данной ситуации разграничение функций специалиста по налогообложению и финансам может играть положительную роль для компаний.

  • Между налогоплательщиками и налоговыми органами РК по вопросам интерпретации положений налогового законодательства, основанных на МСФО.

Как было указано выше, концепция МСФО построена на принципе преобладания экономической сущности над юридической формой. Принятие данного принципа со стороны представителей налоговых органов при производстве налоговых проверок является одним из наиболее трудных вопросов. Как показывает практика налоговых проверок, частые споры вызывает, например, определение момента признания активов (переход права собственности по МСФО не всегда является определяющим критерием) для целей отражения в финансовом и налоговом учетах.

Разногласия возникают также по вопросам классификации последующих расходов по основным средствам, подлежащим отнесению на стоимость объектов или признаваемым расходами периода. Отдельные отраслевые нормы определяют классификацию ремонтов как «капитальные» или «текущие» (например, «капитальный ремонт скважин» для недропользователей). Однако для целей МСФО определяющим критерием является увеличение будущих экономических выгод, заложенных в активе. Не всякий ремонт, названный «капитальным» согласно требованиям технических регламентов, должен приводить к увеличению стоимости объекта и соответствующим налоговым последствиям в виде увеличения налогооблагаемой базы или уменьшения сумм налоговых вычетов. 

Имеют место споры по вопросам признания выручки, учета курсовой разницы и другие. Возникают ситуации, когда представители налоговых органов пытаются диктовать компаниям применение тех или иных учетных принципов, с целью увеличения налоговых начислений. К сожалению, имеющаяся в данных вопросах судебная практика также носит крайне противоречивый характер. 

Необходимо отметить, что Налоговый кодекс по определенным аспектам ограничивает применение МСФО в налоговых целях или допускает их применение с определенными изъятиями. Например, для целей исчисления корпоративного подоходного налога (КПН) не признаются доходы и расходы, возникающие в связи с изменением стоимости активов и (или) обязательств, в соответствии с МСФО. 
В частности, речь идет о применении оценочных обязательств, концепций временной стоимости денег и справедливой стоимости. При этом на практике нельзя говорить о том, что указанные факторы не оказывают косвенного влияния на величину налоговых платежей по КПН, и порой очень существенного. Также данные факторы оказывают прямое влияние на исчисление других налогов, например налога на имущество, налога на добычу полезных ископаемых.

Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что на текущий момент МСФО в системе налого­обложения РК формирует, с одной стороны, область высокого риска, вследствие рисков неоднозначного толкования и практического применения его положений со стороны налогоплательщиков и налоговых органов; с другой стороны, выступает одним из значимых инструментов налогового планирования.

В данной ситуации важным фактором при разработке учетной системы и для минимизации налоговых рисков компаний является нахождение правильного баланса между бухгалтерским (финансовым) учетом и применением МСФО с одной стороны и налоговым учетом с другой стороны, а также построением доказательственной базы для целей налогового контроля. Для этого рекомендуется произвести следующие действия:



www.mintax.kz

 
Текст: 11 июня 2015 Количество просмотров: 1378 Рейтинг читателей:

На эту тему



ABB AbilityTM: цифровое будущее становится ближе

Компания ABB в сотрудничестве с McKinsey произвела оценку уровня цифровизации разных отраслей промышленности.


Сунгат Батырбеков: За развитием аквакультуры в Казахстане – будущее

Отрасль рыбоводства в Казахстане находится на пороге перемен. Драйвером роста рынка активно выступила компания «Рыбпром». Какие проблемы существуют и как их можно решить? Об этом мы беседуем с председателем совета стратегического развития компании «Рыбпром» Сунгатом Батырбековым.

Комментарии


Оставить комментарий
Оцените статью
нажмите на звезды

Предупреждение: комментарии не по теме будут удалены
Имя:
Комментарий: