|Обратная связь
Финансы и капитал
Главная \ Статьи \ Финансы и капитал \ Требуется перевооружение
 

Требуется перевооружение


В поддержку бизнесу государством в апреле этого года была запущена программа «Производительность–2020». Поскольку многие руководители рассматривают ее только как дополнительный способ получения льготных денег, постараемся разъяснить суть программы.

Программы, нацеленные на увеличение производительности труда, уже давно и активно работают в странах дальнего зарубежья. Стартовавшая в Казахстане 15 апреля этого года государственная программа поддержки бизнеса «Производительность - 2020» направлена на совершенствование применяемых предприятиями управленческих и производственных технологий (УПТ) и модернизацию или техническое перевооружение действующих, а также создание новых конкурентоспособных производств. Задачи, поставленные перед исполнителями программы, являются сложными, но осуществимыми. Хотелось бы отметить, что данная программа была разработана совместно с Всемирным банком, что внушает доверие и уважение к разработке.

Участниками данной программы выступают: Комитет промышленности Министерства индустрии и новых технологий - администратор программы, АО «Казахстанский Институт Развития Индустрии» (АО «КИРИ») - оператор программы, АО «Научный Инновационный Фонд» (АО «НИФ») и АО «БРК-Лизинг» - операторы программы.

Как показал технологический аудит в 2010 году, на многих предприятиях Казахстана на протяжении значительного периода времени не производилась модернизация оборудования (техническое перевооружение), а также внедрение управленческих и производственных технологий (УПТ). В 2011 году государство выделило более 19,9 млрд тенге на реализацию программы «Производительность - 2020». Основная ее цель − повышение конкурентоспособности промышленных предприятий в приоритетных секторах экономики путем роста производительности труда.

При этом приоритетными секторами программы обозначаются агропромышленный комплекс, горнодобывающая, легкая, деревообрабатывающая, химическая и фармацевтическая промышленность, производство строительных материалов и прочей неметаллической минеральной продукции, металлургия, металлообработка, машиностроение, транспорт и складирование, информация и связь.

Государственная поддержка предприятий осуществляется с помощью шести инструментов:
1. Возмещение части затрат, понесенных предприятием на разработку/экспертизу комплексного плана инвестиционного проекта: 50%, но не более 7,5 млн тенге;
2. Долгосрочное лизинговое финансирование, направленное на обновление основных фондов, при условии участия предприятия собственными средствами не менее 15% от общей стоимости предмета лизинга, не менее 150 млн тенге. Ставка вознаграждения – не более 7,5% при сроке не более 10 лет;
3. Стимулирование привлечения профессиональных проектных и инжиниринговых организаций, при котором возмещается 30%, но не более 30 млн тенге;
4. Предоставление инновационных грантов;
5. Привлечение высококвалифицированных зарубежных инженерно-технических специалистов. Возмещается 50%, но не более 9 млн тенге в год на 1-ого специалиста;
6. Внедрение производственных и управленческих технологий, возмещение 70%, но не более 5 млн тенге.

Этапы предоставления

Что необходимо для участия в государственной программе «Производительность - 2020»? Вначале заявитель самостоятельно или с привлечением консалтинговой компании разрабатывает/производит экспертизу комплексного плана инвестиционного проекта, которую представляет с необходимым пакетом документов региональному представителю программы для направления материалов оператору программы АО «КИРИ». Затем оператор программы готовит экспертную оценку представленного пакета документов, которая передается заявителю и оператору инструмента АО «НИФ» и/или АО «БРК-Лизинг».

При положительной экспертной оценке оператор программы осуществляет оплату участнику части затрат, понесенных при разработке/экспертизе комплексного плана инвестиционного проекта в соответствии с подразделом «Инструменты программы» настоящего раздела программы. Далее, при необходимости получения иных инструментов, заявитель обращается к оператору инструмента, который осуществляет экспертизу инвестиционного проекта в соответствии с установленными требованиями и информирует заявителя и оператора программы о принятом
решении. В случае одобрения проекта оператором инструмента, оператор программы, оператор инструмента и участник заключают соответствующие соглашения, которыми предусматриваются: права и обязанности сторон; индикаторы результатов внедрения инструмента; ответственность оператора инструмента и участника и др.

Мониторинг реализации инвестиционных проектов участников программы проводится оператором программы и операторами инструментов в течение всего срока реализации инвестиционного проекта. Результаты мониторинга реализации инвестиционных проектов участников программы выносятся на рассмотрение межведомственной комиссии. Регламент реализации программы, формы заявок, перечень представляемых заявителем документов, сроки рассмотрения заявок, типовая форма соглашения, формы и сроки мониторинга реализации программы в целом и инструментов в отдельности, требования к разработке комплексного плана инвестиционного проекта утверждаются администратором программы после рассмотрения межведомственной комиссией.

Из первых рук

На вопросы о том, какие отрасли наиболее активны в подаче заявок на программу, какие «подводные камни» ожидают предпринимателей, насколько актуальна программа в реалиях Казахстана, отвечают участники программы.

Салтанат Жумабекова, директор Центра промышленных технологий при АО «КИРИ»:

− Мы взаимодействуем с предпринимателями по принципу «одного окна»», проводим экспертизу на предмет эффективности труда, повышения его производительности и т.д. в соответствии с подготовленным комплексным планом. Далее мы формируем положительный или отрицательный ответ по проектам. В случае положительного ответа проект передается на рассмотрение операторам инструментов.

В рамках проведения технологического аудита в 2010 году нами была проанализирована деятельность свыше 200 промышленных предприятий Казахстана. Аудит показал, что наиболее важные факторы, препятствующие производительности труда - это высокий износ основных фондов, который составляет более 60%, неполная загрузка мощностей, в среднем около 40%, слабый менеджмент, т.е. его неспособность внедрять и применять современные управленческие технологии.

К сожалению, многие предприниматели психологически не готовы к внедрению новых технологий в рамках программы «Производительность - 2020». Возможно, данная проблема связана с ментальностью нашего населения. В ходе опроса компаний нам удалось выяснить, что многие из них имели печальный опыт сотрудничества с государством, который у них ассоциируется с постоянным мониторингом, внеплановыми проверками и излишним контролем. В ходе аудита мы объясняли предпринимателям механизм программы «Производительность-2020» и многие предприниматели, поняв, как действует данный механизм, изъявили свое желание участвовать в ней.

На сегодня более 150 предприятий подало заявку на участие в программе «Производительность - 2020». Из них лидирующее место по отраслям занимает машиностроение – 45 заявок, второе место у строительной отрасли – 28 предприятий, затем идет химическая отрасль – 16 организаций. Активность предприятий машиностроения обусловлена привлекательными условиями лизингового финансирования для тех, кто желает обновить основные средства.

Нам часто задают вопрос: конфликтуют ли между собой государственные программы «ДКБ - 2020» и «Производительность - 2020»? Может ли одна компания участвовать одновременно в нескольких программах поддержки в рамках одного проекта? Данные инструменты являются разными по предоставлению мер государственной поддержки и поэтому они не конфликтуют между собой. Кроме того, программа «Дорожная карта бизнеса - 2020» ориентирована на малый и средний бизнес, а программа «Производительность - 2020» − на все виды бизнеса, отвечающего основным критериям. По желанию компания может подать заявки и на программу «ДКБ - 2020», и на программу «Производительность - 2020» одновременно.

Из 300 существующих в Казахстане консалтинговых компаний 50 подали заявку на включение в список консалтинговых компаний по программе. В результате отбора, который проводил АО «Казахстанский Институт Развития индустрии», 17 компаний вошли в перечень аккредитованных компаний, наиболее опытных и устойчивых в финансовом плане. Мы рекомендуем предпринимателям требовать от консалтинговых компаний четкой последовательности методике комплексного плана.

Гульнара Есенгазина, управляющий директор – директор Центра администрирования сервисных инструментов поддержки инноваций АО «Национальный Инновационный Фонд»:

- Инструменты, предоставляемые АО «БРК-Лизинг» и НИФ совершенно не противоречат друг другу. Если первая структура осуществляет лизинговое финансирование для  модернизации производственных мощностей казахстанских компаний, то в свою очередь НИФ предлагает три основных инструмента повышения производительности:

- по привлечению проектных и инжиниринговых организаций государство готово оплатить 30% расходов, но не более 30 млн. тенге на одну компанию. Это позволит казахстанским предприятиям обеспечить квалифицированное сопровождение проекта при осуществлении выбора, приобретения, установки и запуска технологического оборудования в соответствие с мировыми стандартами;

    по привлечению высококвалифицированных зарубежных специалистов
предлагается субсидировать на 50%, но не более 9 млн. тенге в год на одного специалиста и не более трех специалистов по одному проекту сроком не более одного года, которые внесут свои знания, навыки и опыт для эффективной работы наших специалистов;

    по внедрению современных управленческих и производственных
технологий данный инструмент предполагает двухэтапную реализацию: на первом этапе, государство субсидирует на 70% привлечение консультантов, но не более 5 млн. тенге на одного консультанта для разработки  Плана развития компании с участием сотрудников предприятия; на втором этапе, государство субсидирует на 30%, но не более 10 млн. тенге на внедрение Плана развития компании, рекомендованных консультантами на первом этапе. Данный инструмент направлен на институциональное развитие предприятия как международные стандарты управления, лин-технологий, автоматизированных систем управления, зеленые технологии, энергосберегающие технологии, промышленный дизайн.

    Какова же последовательность возмещения средств? Во-первых, при разработке комплексного плана собственными силами или с привлечением аккредитованных консалтинговых компаний надо прописать все инструменты программы, т.к. данная программа направлена на повышение производительности труда, которая достигается комплексным подходом. Во-вторых, нужно получить положительное заключение оператора программы – АО «Казахстанского института развития индустрии» (далее АО «КИРИ»). И в-третьих, с положительным заключением АО «КИРИ» прийти к операторам инструмента для подписания Соглашения о предоставлении инструмента. После выполнения всех обязательств по Соглашению, оператор инструмента возмещает все понесенные предприятиями затраты в рамках программы.

    Надо сказать, что впервые в истории стран СНГ государство выделяет на 1 предприятие до 72,0 млн. тенге на поддержку инноваций. И главная проблема с предпринимателями заключается в том, что под 72,0 млн. тенге они предполагают 72 проверок со стороны государственных органов. Мы не отрицаем, что периодическая проверка будет осуществляться, но не всей  деятельности организации, а только тех участков, которые ответственны за осуществление комплексного плана. Проще говоря, будет проверяться лишь исполнение обязательств по соглашению между предпринимателем и оператором инструментов.
   
     Хочу также подчеркнуть, что с партнерами на данный момент трудностей у нас не возникает. Это обусловлено тем, что еженедельно организуются встречи между администратором программы, оператором программы и операторами инструментов, на которой обсуждаются проблемы и предложения.

Арман Евниев, заместитель Председателя Правления АО «НК «СПК «Жетiсу»:

− Помимо информирования, принятия пакета документов, а также поддержки по продвижению проектов каждая СПК обязана выступать для предпринимателей своего рода надежным партнером. На участие в данной программе чаще и охотнее подают заявку предприятия Алматинской области, где наша организация является региональным представителем программ. Активны предприятия в энергетической и агропромышленной отраслях.

Для того чтобы предприниматель понимал механизм программы, СПК «Жетiсу» была разработана брошюра «10 шагов для получения государственной поддержки в рамках программы «Производительность - 2020». Независимо от того, примет ли субъект предпринимательства участие в программе «Производительность - 2020» или нет, мы рекомендуем ему в любом случае разработать комплексный план инвестиционного проекта, который поможет направить свой бизнес в правильном направлении и применить нужные и наиболее эффективные для него инструменты из большого арсенала государственной поддержки.

Основная проблема в работе с предприятиями сегодня заключается в упрощенном понимании инструментов государственной поддержки. Предприятия расценивают эти инструменты как способ получения льготных денег. С партнерами проблем пока нет, но они, несомненно, будут, так как каждая организация, будь то администратор, оператор программы, операторы инструментов или же СПК, смотрят на механизм программы со своих позиций.
На мой взгляд, одно из самых главных требований к консалтинговым компаниям заключается в том, чтобы разработчики комплексного плана инвестиционного проекта и топ-менеджмент видел в предпринимателе не способ заработать деньги, а партнера.

Гульнур Исабек, главный специалист отдела АО «НК «СПК «Алматы»:

− Наша задача информировать, консультировать предпринимателей, осуществлять сбор информации по проектам и предоставлять пакет документов в АО «КИРИ»». При рассмотрении документов мы ориентируемся на основные критерии, указанные в программе, утвержденной постановлением Правительства РК от 14 марта 2011 года № 254: предприятия должны реализовывать и/или планируют реализовать инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики; должны быть финансово-устойчивыми; иметь комплексный план инвестиционного проекта; должны после использования финансовых средств предусмотреть повышение производительности труда в два раза и окупаемость проекта.

Мы рекомендуем предпринимателю обратиться к данной программе, если требуется определенная сумма денег на модернизацию или внедрение производственной и/или управленческой технологий и по каким-либо причинам он не может найти частного инвестора.

К сожалению, многие предприниматели не пользуются интернет-ресурсами и электронной почтой, в связи с чем возникают трудности с их информированием. Полагаю, что в этом плане СПК нужно тесно сотрудничать со СМИ, чтобы более широко освещать ход реализации программы.

Не секрет, что консалтинговые компании завышают цены на разработку комплексного плана инвестиционного проекта, а также не всегда укладываются в сроки. Поэтому предпринимателям следует учитывать и контролировать срок разработки комплексного плана инвестиционного проекта. Также, советуем обратить внимание на опыт и практику реализации проектов консалтинговой компании и ее репутацию на рынке.

Важность программы «Производительность - 2020», как для государства, так и для предприятий, заключается в том, что стимулирование повышения производительности, внедрения инновационных разработок, современных управленческих технологий и в целом модернизация основных фондов предприятий являются главными факторами конкурентоспособности страны и самих предприятий. В частности, компании получают льготные средства, в случае если они подали заявку на лизинг оборудования, и частично возмещают свои затраты на привлечение квалифицированных специалистов, а также на разработку/экспертизу комплексного плана инвестиционного проекта.

Анализ ответов ведущих специалистов и управляющих лиц участников программы «Производительность − 2020», показал, что все субъекты предпринимательства, которые отвечают требованиям программы, могут в ней участвовать. И здесь наиболее важными критериями являются финансовая устойчивость компаний, а также наличие комплексного плана инвестиционного проекта. Прежде всего, предпринимателю следует понять, нужно ли ему подавать заявку на данную программу, и в случае необходимости разработать комплексный план инвестиционного проекта самому либо с привлечением консалтингового агентства.

При этом предприниматель должен руководствоваться такими основными критериями при выборе консалтинговой компании, как присутствие данной компании в перечне консалтинговых компаний, утвержденных АО «КИРИ», имидж и успешная история, честность и порядочность, а также выполнение своих обязательств в установленные сроки и соответствие разработанного комплексного плана методике, разработанной АО «КИРИ».
 
Текст: Дина Танкибаева, Инна Пак. Консалтинговая компания Innovative Investment Solutions 13 октября 2011 Количество просмотров: 1649 Рейтинг читателей:

На эту тему



Исламские деньги идут в Казахстан

«Исламский банк развития» (ИБР) в рамках стратегии сотрудничества с Казахстаном может профинансировать в республике в период с 2012 по 2014 год проекты на сумму свыше $1 млрд.


Микрокредитование урегулируют

Создание государством хороших стартовых условий для роста МКО не повлияло на качественное развитие института микрокредитования: по разным оценкам специалистов, из общего числа зарегистрированных МКО от 60 до 75% бездействует или находится во временном простое.

Комментарии


Оставить комментарий
Оцените статью
нажмите на звезды

Предупреждение: комментарии не по теме будут удалены
Имя:
Комментарий: