|Обратная связь
Практика бизнеса
Главная \ Статьи \ Практика бизнеса \ Высшее образование в XXI веке: в поисках талантов
 

Высшее образование в XXI веке: в поисках талантов


Давайте посмотрим, какой была модель высшего образования в XIX веке. Ее можно описать так: преподаватель в аудитории делился со студентами своими знаниями во время лекции, а они лишь внимали, записывали, запоминали. Затем студентов тестировали, чтобы узнать, как много они запомнили. И лучшим студентом оказывался тот, кто больше всех запомнил теоретического материала. Образно говоря, модель высшего образования XIX века давала студентам знания о том, что такое молоток, и учила тому, как его соорудить.

В XX веке некоторые университеты пришли к пониманию того, что модель XIX века ошибочна. Стало очевидно, что чистая теория в реальной жизни не приносит практической пользы ни выпускникам вузов, ни работодателям. И тогда университеты стали исследовать, какие компетенции востребованы на рынке труда. Они решились на реформы. В результате учебные планы были перестроены так, чтобы во время учебного процесса студенты могли приобрести эти востребованные компетенции, включающие знания, умения и навыки.  Другими словами, теперь университеты стали учить студентов не только тому, как соорудить молоток, но и тому, как забивать им гвозди и как это делать эффективно. Выпускники таких вузов теперь соответствовали требованиям рынка и могли найти перспективную, высокооплачиваемую работу. В свою очередь и работодатели  были довольны: им больше не нужно было тратить время и деньги на переподготовку и доучивание вчерашних студентов, поскольку они уже знали, как использовать молоток. А выпускники лучших университетов могли использовать молоток даже эффективнее самих работодателей. 

Но к концу XX и в начале XXI века стало понятно, что и этого недостаточно. Потому что практика показывает, что  развиваются и процветают те страны, чье молодое поколение способно на творчество и новаторство, изобретение новых бизнес-моделей, инновационных технологий, уникальных товаров и услуг, продаваемых по всему миру. И вновь лучшим университетам пришлось пересматривать и перестраивать учебные планы. 

Сегодня основная цель высшего образования состоит уже не в том, чтобы сформировать необходимый набор компетенций, а в том, чтобы помочь студентам найти и раскрыть свой талант.  Я считаю, что у всех молодых людей есть талант, но лишь некоторые способны обнаружить его в себе и построить успешную карьеру. Кто-то обладает даром быть великолепным коммерсантом, но он никогда не узнает об этом, если не попробует что-либо продать. У кого-то талант оратора, но, опять же, без практики он не раскроется. 

Поэтому современные учебные планы разработаны таким образом, чтобы у студентов была возможность обнаружить свой талант и развить его. Мы больше не учим студентов, как пользоваться молотком, а учим тому, как изобрести новые инструменты, которые намного эффективнее молотка. Так начались поиски талантов в ХХI веке. 

В настоящее время в Казахстане обучается около 600 тыс. студентов. Через несколько лет они начнут свой профессиональный путь. Если мы предложим им модель образования XIX века, у нас будет 600 тыс. молодых людей, знающих теорию, но не отвечающих современным требованиям рынка труда и потому имеющих проблемы с трудоустройством. Если мы предложим им модель образования XX века, они найдут работу и будут хорошо справляться с ней, но не станут настоящими новаторами, не будут способствовать переходу страны на качественно новую ступень развития. Тогда как модель XXI века позволит сотням молодых казахстанцев поднять компании, укрепить их позиции на рынке и открыть много новых, тем самым способствуя процветанию экономики Казахстана.

Давайте представим, что хотя бы 10 процентов студентов раскрыли свой талант и сильные стороны. Это 60 тыс. молодых людей. И если из их числа еще 10 процентов сумеют использовать свой потенциал для создания конкурентоспособных компаний, которые в дальнейшем станут лидерами в своих отраслях и на международных рынках, то это означает открытие 6 тыс. новых компаний, товары и услуги которых будут востребованы во многих странах, а их акции смогут торговаться на мировых фондовых биржах. Этими компаниями будут созданы сотни тысяч хорошо оплачиваемых рабочих мест в Казахстане. Разве это не превосходная перспектива для Казахстана и его граждан? 

Именно этот путь мы выбрали в Новом экономическом университете, известном в Казахстане как Нархоз. Для того чтобы помочь нашим студентам раскрыть свой талант и сильные стороны, мы более не требуем от них написания дипломных работ в виде объемных трудов. Мы приветствуем командную работу над реальными проектами, которые предлагают нашему университету бизнес-партнеры. Мы поощряем бизнес-идеи наших студентов и предоставляем им возможность работать с известными предпринимателями, которые сотрудничают с нашим бизнес-инкубатором. Таким образом открываются горизонты для новых инновационных компаний. 

Для того чтобы у наших студентов был доступ к лучшим идеям со всего мира, мы реализуем МООКи (Массовые Открытые Онлайн Курсы), предлагаемые нашему университету ведущими мировыми вузами. Это позволяет студентам учиться и черпать вдохновение у лучших профессоров мира. В Новом экономическом университете  встреча профессора и студента более не является лекцией, которую студенту необходимо запомнить. Наши профессора – это наставники и инструкторы, которые помогают студентам развивать их идеи, раскрывать таланты и сильные стороны. 

Что необходимо для того, чтобы сделать процесс поиска талантов более эффективным? Для этого лучшим университетам Казахстана необходимо больше свободы в формировании учебных планов. Казахстан должен предлагать своим студентам новые, диверсифицированные программы. Требуется активное участие бизнес-профессионалов в образовательном процессе. Стране необходимо, чтобы из перечня требований к степеням бакалавра и магистра официально исключили тестирование с несколькими вариантами ответов, которое было приемлемо в модели образования XIX века, но совершенно непригодно в XXI веке. 

Представьте, что у вас есть лошадь, дельфин и обезьяна и вы ставите перед ними задачу взобраться на дерево. Неудивительно, что обезьяна с легкостью проходит испытание, в то время как лошадь и дельфин проваливают его. Но если дельфину надо будет быстро плыть, а лошади – быстро скакать, они превосходно справятся. 

Я работал во многих странах мира и могу сказать, что казахстанские студенты, которых я встретил в нашем университете, одни из самых талантливых в мире. Они умны, креативны, полны надежд и планов. Если мы создадим для них правильную среду, чтобы их таланты могли раскрыться и развиваться, они будут добиваться успехов, и вместе с ними будет процветать вся страна. 

Вот что следует считать нашей миссией.

 
Текст: 13 июля 2015 Количество просмотров: 1548 Рейтинг читателей:

На эту тему



ABB AbilityTM: цифровое будущее становится ближе

Компания ABB в сотрудничестве с McKinsey произвела оценку уровня цифровизации разных отраслей промышленности.


Сунгат Батырбеков: За развитием аквакультуры в Казахстане – будущее

Отрасль рыбоводства в Казахстане находится на пороге перемен. Драйвером роста рынка активно выступила компания «Рыбпром». Какие проблемы существуют и как их можно решить? Об этом мы беседуем с председателем совета стратегического развития компании «Рыбпром» Сунгатом Батырбековым.

Комментарии


Оставить комментарий
Оцените статью
нажмите на звезды

Предупреждение: комментарии не по теме будут удалены
Имя:
Комментарий: