|Обратная связь
Формула успеха
Главная \ Статьи \ Формула успеха \ Галымжан Амантурлин: Модернизация АНПЗ – рывок к мировым стандартам
 

Галымжан Амантурлин: Модернизация АНПЗ – рывок к мировым стандартам


Атырауский нефтеперерабатывающий завод (АНПЗ) – флагман индустрии Казахстана. В этом году он отмечает свое 70-летие. Об истории и планах предприятия – наша беседа с директором департамента по проекту 4 НПЗ – советником генерального директора АО «КазМунайГаз – переработка и маркетинг» Галымжаном Амантурлиным.

Фото: пресс-служба АНПЗ

История АНПЗ – это непрерывное развитие, расширение ассортимента, рост качества продукции. Первый камень в основание предприятия был заложен в 1943 году: Наркомат нефтяной промышленности СССР рассчитывал, что бензин из сырья Эмбинского и Бакинского месторождений обеспечит подпитку стратегических транспортных нужд фронта. К моменту пуска в эксплуатацию завода 8 сентября 1945 года отзвуки войны уже стихли. Однако новый НПЗ в прикаспийском Гурьеве обеспечил настоящий индустриальный прорыв в послевоенном Казахстане, где нефть до того момента лишь извлекалась из недр без последующей переработки. 

В юбилейный год предприятие планирует не только способствовать насыщению внутреннего рынка топливом за счет производства бензина высоких стандартов К-4 (Евро-4), но и стать надежным фундаментом отечественной нефтехимии.

– Галымжан Жиршибекович, солидный возраст предприятий и фирм во всем мире служит своего рода их визитной карточкой, гарантом качества продукции и услуг. Какую характеристику Атыраускому НПЗ вы могли бы дать? В чем уникальность этого предприятия? 


– АНПЗ – это первое предприятие по переработке нефти на территории Казахстана. Не секрет, что между добычей нефтяного сырья и выпуском конечной продукции – бензина, авиатоплива, дизельного топлива и прочего – лежит непростой и долгий путь. Работа таких предприятий, как АНПЗ, свидетельствует о наличии промышленного потенциала страны. История развития АНПЗ – по сути, история отрасли. Если на заре существования ассортимент завода был представлен только одной маркой автобензина и авиационного бензина, а сам завод перерабатывал всего до 800 тыс. тонн эмбинской нефти и бакинского дистиллята в год, то сегодня перечень выпускаемой продукции охватывает все популярные марки бензина, авиатоплива и еще десятки наименований продуктов нефтепереработки и нефтехимии.

Разнообразие и рост объемов выпускаемой продукции достигнуты в том числе за счет первого этапа модернизации 2003–2006 годов. В рамках этой модернизации были построены новые технологические установки (в том числе установки гидроочистки бензина и дизтоплива, изомеризации, производства водорода, производства и гранулирования серы, блок аминовой очистки сжиженных технологических газов и др.). Серьезно обновилось и общезаводское хозяйство – по сути, построена новая заводская ТЭЦ, ряд современных парков по хранению нефти, товарных бензинов, дизельного топлива и мазута. Также впервые были построены биологические очистные сооружения, которые обес­печили значительное снижение вредных веществ в отводящих водах по всем ингредиентам.

– Что представляет собой предприятие сегодня? Какие задачи в его повестке дня? 


– Мощный импульс развитию производства придало включение АНПЗ в государственную программу форсированного индустриально-инновационного развития. В рамках ГПФИИР в октябре 2010 года стартовал проект модернизации АНПЗ, результатом которого стало строительство комплекса по производству ароматических углево­дородов (КПА). 

В декабре 2014 года в ходе общенационального телемоста «Новая индустриализация и итоги первой пятилетки» президент страны Нурсултан Назарбаев дал старт пуско-наладочным работам на КПА. «В условиях кризиса, снижения цен на нефть и газ, переработка является выходом из положения. Чем быстрее мы будем это делать, тем быстрее будем развиваться», – подчерк­нул глава государства во время телемоста.

На АНПЗ в настоящее время выпускается автомобильный бензин всех востребованных марок: АИ-92, АИ-95, АИ-98, соответствующий требованиям экологического класса К-3, дизельное топливо того же класса. В производстве автобензинов сегодня около 40% приходится на высокооктановые марки, тогда как до реконструкции 2003–2006 годов эта доля составляла всего 7%.

Предприятие осваивает новые технологии, которые позволяют вырабатывать часть дизельного топлива по классам К-3, 4. С 2014 года 100% дизельного топлива АНПЗ представляет собой экологически чистый продукт, хотя еще в 2007 году его производилось менее 1%. Глубина переработки нефти на АНПЗ достигает сейчас отметки 65%. Заводом выпускаются неф­тепродукты 21 наименования. 

После полного завершения модернизации завода предприятие будет выпускать ароматические углеводороды и компоненты высокооктанового бензина – до 133 тыс. тонн бензола и 496 тыс. тонн параксилола в год. Первая партия бензола уже получена, а скоро планируется получение партии параксилола. Сейчас эти вещества остаются в бензине и при сгорании превращаются в канцерогены, которые загрязняют воздух. Работа КПА, с одной стороны, позволит производить новый качественный и конкурентоспособный на мировом рынке продукт для нефтехимии, а с другой стороны, мы поможем очистить от смога небо над Алматы и другими крупными городами.


– Сегодня один из волнующих общество вопросов – предсказуемость цен на автомобильное топливо в нашей богатой нефтью стране. Можно ли казахстанцам рассчитывать на такую перспективу? 


– Безусловно. Еще один проект модернизации АНПЗ – строительство комплекса глубокой переработки нефти (КГПН), завершение которого планируется в 2016 году, – позволит увеличить производство экологически чистого бензина и авиакеросина в 2–2,5 раза и выпускать порядка 1,7 млн тонн высокооктанового бензина стандартов Евро-4 и Евро-5 в год. Отмечу, что на заводе планируется полное прекращение выпуска АИ-80. 

Вкупе с модернизацией других заводов производимых объемов топлива будет достаточно, чтобы полностью обес­печить потребности Казахстана и преодолеть зависимость от импортных поставок топлива, что положительно скажется на предсказуемости его стоимости. 

– Давайте вернемся к нашему юбиляру – Атырау­скому нефтеперерабатывающему заводу. Какова социальная составляющая модернизации завода?


– Прежде всего хочу подчерк­нуть: во время строительства двух крупных комплексов АНПЗ продолжал работать, причем постоянно наращивая объемы переработки. Само по себе производство нефтепродуктов – технологически сложный и взрыво- и пожароопасный процесс. Между тем на заводе за этот период не зафиксировано ни одного происшествия. А ведь на строительных площадках работали тысячи людей. 

– Тысячи? 


– Если говорить о масштабах, то на территории АНПЗ фактически строится новый завод. Строительные площадки на Атырауском нефтеперераба­тывающем составляют более 42 гектаров, что превышает площадь 50 футбольных полей. И на этих стройплощадках трудилось более 3 тыс. человек. Отмечу, что после запуска КПА было создано 277 дополнительных рабочих мест для сотрудников завода. По проекту КГПН ведутся строительно-монтажные работы на 12 технологических объектах и 17 объектах общезаводского хозяйства. В работе задействовано 24 субподрядные организации, а это 1894 человека, находящихся непосредственно на строительных площадках.

– Галымжан Жиршибекович, в своих выступлениях вы отмечаете, что модернизация касается не только «железа». Можно подробнее? 


– Технологии, внедряемые на заводах, в том числе на АНПЗ, требуют новых подходов к производственным процессам, соблюдению техники безопасности и так далее. Перемены – это признак нашего времени, и для каждого сотрудника компании – будь то заводчанин, менеджер в корпоративном центре или оператор на АЗС – важно научиться успевать за ними, понимать его вызовы и пользоваться открывающимися возможностями и перспективами. 

– И каковы перспективы АНПЗ? 


– К своему юбилею завод подходит с неплохими результатами – повышаются объемы переработки и производства, оснащение позволяет сделать АНПЗ технологический рывок и выпускать новую продукцию на рынке ЕАЭС по мировым стандартам. В ближайших планах – создание совместного предприятия с мировым лидером в производстве газов для промышленности французской компанией AirLiquide. В последующем планируется передача в адрес СП установок по производству технических газов на НПЗ. Таким образом, мы исполняем План нации «100 конкретных шагов» в части создания в приоритетных секторах экономики совместных предприятий с якорными инвесторами – международными стратегическими партнерами.

Среди дальнейших планов – увеличение межремонтного цикла заводов, повышение энергоэффективности и производительности труда, что позволит АНПЗ и отрасли в целом достойно конкурировать на рынках Таможенного союза и ЕАЭС. В общем, перспективы можно назвать достаточно оптимистичными. 


 
Текст: Ринат Кульмагамбетов, Атырау 09 ноября 2015 Количество просмотров: 2186 Рейтинг читателей:

На эту тему



«Что? Где? Когда?» Возрождение интеллектуальной элиты Казахстана

Культовый российский проект «Что? Где? Когда?» этой осенью официально зашел в Казахстан. 10 октября в Ballroom отеля The Ritz Carlton Almaty состоялась первая Игра казахстанской версии популярного шоу. 2 ноября там же прошла вторая Игра, ведущим которой стал знаменитый Александр Друзь. Третья Игра во главе с Ровшаном Аскеровым состоялась 21 ноября в отеле Royal Tulip Almaty и вновь собрала вместе интеллектуалов города. В чем секрет успеха проекта в нашей стране? Об этом мы беседуем с владельцами лицензии «Что? Где? Когда?» в Алматы Анной Савельевой и Александром Телитченко.


Любовь Погорелова: Аудит – залог успешной работы бизнеса

Один из лучших специалистов на рынке аудиторских услуг в Казахстане Любовь Погорелова известна своим прямым характером и непримиримым отношением к тому, что мешает профессиональной работе и цивилизованному развитию рынка. Для нее возможность быть собой очень важна. Компания Погореловой B2B Kazakhstan имеет безупречную репутацию на рынке. Но какова ситуация на самом рынке? Об этом Любовь Погорелова говорит, как всегда, откровенно.

Комментарии


Оставить комментарий
Оцените статью
нажмите на звезды

Предупреждение: комментарии не по теме будут удалены
Имя:
Комментарий: