|Обратная связь
Практика бизнеса
Главная \ Статьи \ Практика бизнеса \ Какие налоги уплачивать за нерезидента
 

Какие налоги уплачивать за нерезидента


Многие казахстанские компании пользуются услугами иностранных подрядчиков. Чаще всего услугами консультационного и исследовательского характера. При этом возникают вопросы налогообложения доходов иностранных компаний, полученных от оказания таких услуг. Существуют международные договоры об избежании двойного налогообложения, заключенные Республикой Казахстан. Рассмотрим этот вопрос на конкретном примере.

Казахстанская компания (далее – АО) планирует заключить с иностранной компанией, являющейся резидентом Китайской Народной Республики (далее – нерезидент), договор на оказание услуг консультационного и исследовательского характера по вопросу технического исследования повышения эффективности добычи нефти. При этом услуги консультационного и исследовательского характера будут оказаны специалистами нерезидента как на территории Республики Казахстан, так и на территории иностранного государства в течение одного календарного года с периодическим пребыванием китайских специалистов на территории Казахстана. 

При заключении данного договора возникает вопрос о необходимости уплаты АО корпоративного подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты (далее – КПН у источника выплаты), с доходов нерезидента, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого за нерезидента (далее – НДС за нерезидента).

При оказании нерезидентом услуг консультационного и исследовательского характера у АО возникнут обязательства по исчислению, удержанию и перечислению КПН у источника выплаты с доходов нерезидента по ставке 20%. Ведь на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса доходы нерезидента от выполнения работ, оказания услуг на территории Республики Казахстан признаются доходами нерезидентов из источников в Республике Казахстан.

При этом, учитывая, что нерезидент является резидентом Китайской Народной Республики, с которой Республикой Казахстан заключена Конвенция об избежании двойного налогообложения (далее – Налоговая конвенция), нерезидент будет вправе применить положения этой Налоговой конвенции в части освобождения доходов нерезидента от налогообложения при условии необразования им постоянного учреждения на территории Республики Казахстан. 

Согласно подпункту с) пункта 3 статьи 5 Налоговой конвенции оказание предприятием услуг, включая консультационные услуги, через служащих или другой персонал, нанятый предприятием для таких целей, но только если деятельность такого характера продолжается (для такого или связанного с ним проекта) в пределах Казахстана в период в общей сложности более чем 12 месяцев, приводит к образованию постоянного учреждения в Республике Казахстан.

Применение положений Налоговой конвенции осуществляется АО в порядке, установленном статьей 212 Налогового кодекса, на основании представленного нерезидентом документа, подтверждающего резидентство, соответствующего требованиям пунктов 4 и 5 статьи 219 Налогового кодекса. 

Такой документ должен представляться нерезидентом не позднее одной из дат, которая наступит первой, как преду­смотрено пунктом 3 статьи 212 Налогового кодекса, а именно не позднее:

1) 31 декабря календарного года, в котором произошла выплата дохода нерезиденту или невыплаченные доходы нерезидента отнесены на вычеты;
2) начала проведения плановой налоговой проверки квартала, в котором выплачен доход нерезиденту, оканчивающегося в календарном году, в котором проводится такая налоговая проверка по вопросу исполнения налогового обязательства по КПН у источника выплаты;
3) пяти рабочих дней до завершения внеплановой налоговой проверки квартала, в котором выплачен доход нерезиденту, оканчивающегося в календарном году, в котором проводится такая налоговая проверка по вопросу исполнения налогового обязательства по КПН у источника выплаты. Дата завершения внеплановой налоговой проверки определяется в соответствии с предписанием.

Необходимо обратить внимание на оформление документа, подтверждающего резидентство нерезидента. Документ должен подтверждать, что нерезидент является резидентом Китайской Народной Республики в течение периода времени, указанного в документе, либо в течение календарного года, в котором он выдан.

Поскольку Китайская Народная Республика не является участником Конвенции, отменяющей требование консульской или дипломатической легализации путем проставления апостиля (г. Гаага, 5 октября 1961 года), за исключением территорий провинций Гонконга и Макао, документ, подтверждающий резидентство нерезидента, подлежит проведению консульской легализации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. 

Кроме того, поскольку консультационные и исследовательские услуги частично будут оказываться специалистами нерезидента на территории Казахстана, при их выполнении в пределах срока, не приводящего к образованию постоянного учреждения в Республике Казахстан, в дополнение к документу, подтверждающему резидентство, нерезиденту необходимо будет также представить нотариально засвидетельствованные копии учредительных документов либо выписки из торгового реестра (реестра акционеров или иного аналогичного документа, предусмотренного законодательством Китайской Народной Республики, с указанием учредителей (участников) и мажоритарных акционеров нерезидента).

Таким образом, в целях освобождения от налогообложения доходов нерезидента и исключения рисков образования постоянного учреждения нерезидента в Казахстане, согласно нормам Налоговой конвенции, период оказания консультационных и исследовательских услуг по договору не должен превышать 
12 месяцев. 

При определении вопроса возникновения обязательств по НДС за нерезидента необходимо обратить внимание на место реализации услуг, которое определяется на основании норм статьи 236 Налогового кодекса. Так, согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 236 Налогового кодекса местом реализации консультационных и исследовательских/инжиниринговых услуг признается место осуществления предпринимательской или любой другой деятельности покупателя работ, услуг, то есть Республика Казахстан.

Таким образом, при выплате доходов нерезиденту за предоставленные консультационные и исследовательские/инжиниринговые услуги, местом реализации которых признается Респуб­лика Казахстан, у АО возникнут обязательства по исчислению и уплате НДС за нерезидента по ставке 12%. При этом, на основании пункта 5 статьи 241 Налогового кодекса, АО при наличии платежного документа или документа, выданного налоговым органом, по форме, установленной уполномоченным органом, подтверждающего уплату НДС за нерезидента, вправе зачесть уплаченную сумму налога согласно статье 256 Налогового кодекса.


www.mintax.kz


 
Текст: 11 декабря 2015 Количество просмотров: 4302 Рейтинг читателей:

На эту тему



ABB AbilityTM: цифровое будущее становится ближе

Компания ABB в сотрудничестве с McKinsey произвела оценку уровня цифровизации разных отраслей промышленности.


Сунгат Батырбеков: За развитием аквакультуры в Казахстане – будущее

Отрасль рыбоводства в Казахстане находится на пороге перемен. Драйвером роста рынка активно выступила компания «Рыбпром». Какие проблемы существуют и как их можно решить? Об этом мы беседуем с председателем совета стратегического развития компании «Рыбпром» Сунгатом Батырбековым.

Комментарии


Оставить комментарий
Оцените статью
нажмите на звезды

Предупреждение: комментарии не по теме будут удалены
Имя:
Комментарий: