|Обратная связь
Формула успеха
Главная \ Статьи \ Формула успеха \ Кшиштоф Рыбиньски: «Наш диплом имеет ценность»
 

Кшиштоф Рыбиньски: «Наш диплом имеет ценность»


Новый экономический университет им. Турара Рыскулова (НЭУ) имеет славную историю. Престижный в советские времена Нархоз готовил экономистов, финансистов, работников торговли. Выпускники Нархоза сегодня – лидеры среди политиков, дипломатов и бизнесменов. И сейчас уровень образования, полученного в этом вузе, так же высок, а выпускники востребованы. Как удалось сохранить и приумножить позиции на образовательном рынке? Об этом – беседа с ректором университета Кшиштофом Рыбиньски.

Евгения Балагута, Интерьер: Новый экономический университет им. Т. Рыскулова (НЭУ)

– Г-н Рыбиньски, Новый экономический университет продолжает традиции Нархоза или меняет их? Каковы ваши подходы к образованию?


– За все годы существования вуза мы подготовили около 140 тысяч специалистов, и среди них очень много успешных людей – министров, банкиров, топ-менеджеров крупных казахстанских и международных компаний, предпринимателей. Например, в этом году состоялась встреча выпускников 1995 года, на которой был и нынешний министр образования и науки РК. Такие встречи помогают понять, как сильно связано прошлое вуза с сегодняшним днем. Этой историей и традициями мы очень гордимся, поддерживаем связь с нашими выпускниками, что позволяет нам отслеживать тенденции рынка, постоянно улучшать среду обучения для наших студентов. 



Конечно, подходы в образовании изменились – они совершенно иные, чем 30–40 лет назад. Во-первых, страна стала другой – рыночной, капиталистической. Во-вторых, товарная экономика требует, чтобы теперь мы готовили кадры, которые могут хорошо работать для этой экономики. В-третьих, поколение студентов сейчас иное – поколение Y, для которого интернет – как воздух. Они хотят одновременно делать две-три вещи и при этом все время пользоваться смартфоном. Система образования вынуждена приспосабливаться к этим изменениям.

К примеру, раньше преподаватель вставал к доске и все время, отведенное на занятие, рассказывал, а студенты слушали, делали пометки в конспектах. Теперь же после 10 минут лекции внимание у молодых людей теряется, поэтому надо использовать другие методы передачи знаний. 

– Какие же?


– Методика образования сейчас совсем другая. И прежде всего это обусловлено наличием и доступностью различных интернет-ресурсов. Их необходимо применять с умом и пользой. Мы активно внедряем смешанный вид обучения, когда при сохранении традиционных лекций на занятии используются видеокурсы самых лучших университетов мира, например Гарварда. Роль преподавателя при этом усложняется – он должен не только знать предмет и методику его изучения, но и организовывать игровую среду на занятиях, вести дискуссии между студентами, задавать вопросы, тут же оценивать ответы, развивая тему. Это как практическое занятие. 

Пока мы ведем такое обучение по 10 дисциплинам, но к 2018 году будем обучать всех студентов по этой методике уже по 250 дисциплинам. Это произойдет в соответствии с нашей стратегией развития, по которой мы планируем стать самым лучшим инновационным экономическим вузом в Центральной Азии. 

В НЭУ уже создана внутренняя система управления вузом. Для каждого сотрудника прописаны его ключевые показатели эффективности (KPI), поставлены цели в соответствии со стратегией университета. Соответственно, у всех подразделений тоже есть свой KPI. Качество работы преподавателей оценивается каждые полгода. В итоге оставляем лучших, платим им хорошую зарплату. А с сотрудниками, которые не удовлетворяют нашему уровню преподавания, расстаемся. Качество обучения для нас очень важно. Это все для нашего клиента – студента. 

Считаю, что лучшим критерием оценки уровня нашего обучения можно считать следующий: зарплата у наших выпускников должна быть в среднем выше, чем у выпускников других вузов. Специалист, окончивший НЭУ, должен быть достаточно подготовленным, чтобы сразу приступить к работе. Ведь не секрет, что часто компании тратят еще несколько месяцев на дополнительное обучение молодого специалиста. Сейчас работодателя это уже не устраивает. Мы постоянно мониторим рынок труда, опрашиваем руководителей компаний, чтобы понять, какие компетенции востребованы. Наш выпускник должен обладать ими. Как правило, это владение тремя языками – казахским, русским и английским, навыки проведения презентаций, умение работать в команде, практические знания. 

– Как вы можете охарактеризовать ситуацию на казахстанском рынке образовательных услуг? Какие проблемы существуют?


– Условия для высшего образования в регионе сегодня сложные. Непростая экономическая ситуация в мире, прежде всего у крупнейших соседей и партнеров Казахстана – в России и Китае, кризис внутри страны, снижение платежеспособности населения и правительства, которое предоставляет образовательные гранты… Также мы наблюдаем в настоящий момент последствия «демографической ямы», которая случилась в конце 1990-х годов. 
Это означает, что в то время рождаемость в стране сильно упала, поэтому сегодня выпускников средних школ становится все меньше и меньше. Соответственно, мало клиентов для высшего образования – потенциальных студен­­тов. Многие вузы столкнулись с низким уровнем набора абитуриентов. Это побуждает их сокращать профессорско-преподавательский состав, снижать пропускные баллы для абитуриентов, а также и цены. Думаю, в ближайшее время закроется несколько вузов, не сумев выжить. Качество образования за счет множества слабых, пытающихся лишь, по сути, продать свои дипломы, вузов начнет снижаться. Кто возьмет выпускников с такими дипломами на работу?

НЭУ в этом плане выступает за последовательную политику предоставления качественного образования для наших студентов. Мы не понижаем и не повышаем плату за обучение – она у нас привязана к месячному расчетному показателю (МРП). Поэтому мы фиксируем относительный рост спроса на наши услуги. Мы предоставляем действительно качественное образование, которое тем не менее доступно для среднего класса. 

Мы приветствуем нововведения в методиках преподавания и в то же время следим, чтобы система оценки знаний студентов оставалась справедливой и честной. У нас невозможно получить высокий балл за деньги, мы не допускаем случаев взяточничества и коррупции. Также наши студенты знают, что недопустимо пользоваться шпаргалками. Если такое будет замечено, то учащегося оставят на летний семестр. Развитие у студентов качественных компетенций мы считаем залогом хорошей репутации и высокого рейтинга вуза.

Сейчас многие выпускники школ предпочитают учиться за границей, однако мы не боимся конкуренции с зарубежными университетами. Кроме того, мы создаем условия для того, чтобы в НЭУ учились студенты из других стран. Конечно, в основном это граждане соседних государств Центральной Азии, но также есть студенты, которые приехали к нам из дальнего зарубежья изучать русский язык, приобретая межкультурный опыт. Мы знаем, что к такому опыту стремятся те амбициозные люди, которые планируют в последующем возглавить международные компании, поскольку его наличие входит в требования работодателей. Для таких студентов мы разрабатываем специальные программы. 

– На каком языке ведется преподавание в НЭУ?


– На трех языках – казахском, английском и русском. 70% наших студентов учатся на казахском отделении. Для русских и казахских отделений есть специальная программа обучения английскому языку, которая составляет 6 часов в неделю в течение четырех лет, ведь знание английского очень важно на рынке труда. Студенты английского отделения получают образование на английском. 

С февраля следующего года мы планируем сделать нашу систему образования еще более гибкой в плане языковой политики. Например, если студент учится на казахском отделении, но имеет очень хороший уровень английского, то он может некоторые дисциплины выбрать с английским языком обучения, тот же «менеджмент» или «финансы» допустим. Причем он будет иметь право сам выбрать преподавателя.

– А если студент не может несколько раз сдать дисциплину, то его отчисляют? Жесткая ли система обучения в НЭУ?


– Мы придерживаемся жесткой системы обучения. Это продиктовано нашим стремлением сохранить высокий уровень образования. По правилам вуза, если студент не смог сдать экзамены в конце курса, то он проходит его повторно. Мы пытаемся сейчас сделать систему более гибкой, создаем широкий выбор дисциплин, модулей, специальных программ для отличников. 

– Когда вы переходите на гибкую систему обучения, то опираетесь на опыт зарубежных вузов или учитываете опыт конкурентов на местном рынке?


– Конечно, мы учитываем опыт самых лучших вузов, в том числе Назарбаев Университета. Смотрим, что работает на рынке, а что нет. Алматы – небольшой город, все друг друга знают, поэтому отслеживать конкурентов нетрудно. НЭУ в этом плане немного легче, так как я сам много лет работал в бизнесе, а также в системе высшего образования Европы. Это позволяет использовать европейский опыт. 

Мы в нашем вузе внедряем систему управления качеством в образовании – такую, как в Великобритании. Опыт лучших британских вузов для нас очень важен. И в центре всего стоит студент, его комфорт при получении знаний. Именно для него, вокруг него и вместе с ним строятся все преобразования, создаются специальные системы и программы. Например, наши студенты принимают активное участие во всех комиссиях вуза (по науке, информационным технологиям, человеческим ресурсам, финансам и так далее). В этом смысл новой стратегии НЭУ.

Мы тесно сотрудничаем с работодателями, интересуясь у них, какие знания, навыки и умения они хотели бы видеть у наших выпускников. Поскольку многие наши выпускники являются владельцами успешного бизнеса в Казахстане, мы легко строим такое сотрудничество. Этим объясняется широкое участие бизнеса в наших проектах. В частности, у нас есть партнеры, помогающие разрабатывать программы, которые действительно нужны студентам. Причем в комитетах по разработке программ обязательно участвуют и сами студенты.

Мы гордимся тем, что со многими компаниями работаем по программам студенческой практики. Очень часто после практики выпускники остаются в компании работать, что говорит о качестве и практической ценности нашего образования.

Ориентация на приобретение практических знаний для студентов двигала нами, когда мы пригласили к сотрудничеству Ассоциацию молодых предпринимателей, которая на нашей базе создала бизнес-инкубатор Most. В этом бизнес-инкубаторе проводятся мастер-классы известных предпринимателей, создаются все условия для начальной поддержки и развития идей студентов. Мы заинтересованы в том, чтобы студент или выпускник НЭУ смог из своей идеи или проекта выстроить реальный бизнес. Речь идет главным образом о стартапах. Если из 450 тысяч студентов Казахстана хотя бы один процент будет в дальнейшем успешен в предпринимательстве, это здорово. 

– Г-н Рыбиньски, однако в связи с нынешней экономической ситуацией, когда повсеместно идет сокращение штатов сотрудников, в том числе в банках, крупных корпорациях, государственных структурах, очевидно трудно даже с качественным образованием получить работу?


– Безусловно, такая проблема существует. Тем важнее для работодателей и соискателей наличие качественного образования, которое гарантирует, в частности, Новый экономический университет им. Турара Рыскулова. Наш диплом имеет ценность! 



– Почему вы провели ребрендинг? Еще недавно университет назывался КазЭУ, а теперь НЭУ?


– Изменение названия университета связано с созданием новой стратегии вуза. В этой стратегии 10 направлений, в том числе в плане развития сотрудничества с ведущими зарубежными университетами. Наша цель – стать не только самым лучшим экономическим вузом в регионе, но и получить признание на международном уровне. В частности, мы будем активно развивать программы двойного диплома. Как я и говорил, мы уже используем смешанный тип обучения, который резко отличает нас от других казахстанских вузов. Это массовые онлайн-курсы, когда студент вне занятий – дома на компьютере или даже на телефоне – может посмотреть лекцию, а на самих занятиях уже включиться в обсуждение и выполнять практические задания. Мы только начали внедрять это в нынешнем году и уже получили восторженные отзывы студентов. Таким образом, необязательно ехать на обучение в тот же Гарвард, когда ты можешь в Алматы использовать гарвардские ресурсы – массовые открытые онлайн-курсы (МООКи). Эти видеолекции используются нами в учебных планах, и это, бесспорно, помогает создавать у студентов хорошие компетенции.

Также мы активно используем технологию «Перевернутый класс», когда студент знакомится с лекционным материалом и презентациями дома, просматривая подготовленные педагогом тематические видеоролики в интернете. Приходя в аудиторию, он участвует в интерактивном обсуждении, закрепляя материал.

– Как осуществляется контроль знаний ваших студентов? Они сдают экзамены?


– Мы создали специальную систему, чтобы уйти от традиционного тестирования, поскольку уверены, что оно лишь позволяет выявить, запомнил ли студент учебный материал. Как потом он использует эти знания, в итоге никто не проверяет, и это на самом деле очень плохо. 

Как, на наш взгляд, эффективно проверить знания? Мы создаем проектные группы, они делают презентацию – снимают ролик на три минуты по своему проекту. За один час я, как преподаватель, могу посмотреть все проекты своих студентов. Используя эти технологии, можно управлять многими группами студентов. Опять же это развивает их компетенции: работать в команде, общаться, принимать решения.

Ту же политику мы проводим и в отношении дипломных работ. Раньше человек писал дипломную работу, потом преподаватель ее читал и изучал. Больше никто труд студента не видел, и в будущем он не мог принести пользу. Мы ломаем эту систему – дипломные работы заменяем проектами. В группу, которая работает над проектом, входит до пяти студентов. Темы проектов берем из бизнеса. Допустим, в IT-сфере это может быть создание новой компьютерной программы, которую потом использует наш партнер из бизнеса.

В прошлом году уже были такие проекты. Например, мне понравился IT-проект студентки, которая по заказу одного из министерств разработала программу, позволяющую детям учиться казахскому языку. Ее проект имеет практическую пользу – он будет применяться в школах и детских садах. Так и должно быть. По-другому нельзя, ведь только так можно решить вопрос трудоустройства выпускников вузов, если они уже на студенческой скамье будут создавать что-то ценное и полезное.

– Расскажите, пожалуйста, как обеспечивается финансовая стабильность работы университета.


– НЭУ – частный вуз, главный акционер – инвестиционная компания «Верный Капитал». Совет директоров утверждает бюджет, вносит корректировки.

Мы придерживаемся в этом вопросе принципа прозрачности финансов: смотрим наш бюджет – какие существуют доходы, какие затраты. Всем руководителям крупных подразделений университета мы показываем финансовые планы на следующий год и отчеты по прошлому году.

7% студентов обучаются по государственным грантам, а 93% сами оплачивают свое обучение. Финансовое положение НЭУ стабильно, набор студентов традиционно хороший. Тем не менее вся прибыль остается в фонде университета. Таким образом, большие средства направляются на развитие. Такое решение приняли акционеры, для которых наш вуз является проектом социальной ответственности бизнеса. В частности, из фонда развития мы будем оплачивать обучение наших преподавателей, намерены приглашать больше профессоров западных университетов на работу в НЭУ.

Мы развиваем программы MBA, DBA, Executive MBA. Больше стали работать с бизнесом. Например, в этом году разработали специальную программу для одной международной компании, которая решила повысить квалификацию своих менеджеров среднего звена в подразделениях по всему Казахстану. Такие mini-MBA для бизнеса, думаю, будут со временем очень востребованы. 

– Желаю дальнейших успехов и процветания!



 
Текст: Жамиля Абенова 15 декабря 2015 Количество просмотров: 2392 Рейтинг читателей:

На эту тему



«Что? Где? Когда?» Возрождение интеллектуальной элиты Казахстана

Культовый российский проект «Что? Где? Когда?» этой осенью официально зашел в Казахстан. 10 октября в Ballroom отеля The Ritz Carlton Almaty состоялась первая Игра казахстанской версии популярного шоу. 2 ноября там же прошла вторая Игра, ведущим которой стал знаменитый Александр Друзь. Третья Игра во главе с Ровшаном Аскеровым состоялась 21 ноября в отеле Royal Tulip Almaty и вновь собрала вместе интеллектуалов города. В чем секрет успеха проекта в нашей стране? Об этом мы беседуем с владельцами лицензии «Что? Где? Когда?» в Алматы Анной Савельевой и Александром Телитченко.


Любовь Погорелова: Аудит – залог успешной работы бизнеса

Один из лучших специалистов на рынке аудиторских услуг в Казахстане Любовь Погорелова известна своим прямым характером и непримиримым отношением к тому, что мешает профессиональной работе и цивилизованному развитию рынка. Для нее возможность быть собой очень важна. Компания Погореловой B2B Kazakhstan имеет безупречную репутацию на рынке. Но какова ситуация на самом рынке? Об этом Любовь Погорелова говорит, как всегда, откровенно.

Комментарии


Оставить комментарий
Оцените статью
нажмите на звезды

Предупреждение: комментарии не по теме будут удалены
Имя:
Комментарий: