|Обратная связь
Практика бизнеса
Главная \ Статьи \ Практика бизнеса \ Бизнес в интернете и его правовое регулирование
 

Бизнес в интернете и его правовое регулирование


Текущие экономические условия все больше способствуют поиску новых направлений предпринимательской активности, путей снижения текущих издержек и затрат как потребителей, так и поставщиков, устранения административных барьеров. Одним из таких направлений по праву считается интернет.

Количество интернет-пользователей в Казахстане в 2015 году составляло около 3,5 млн человек, а это более 70% активного и дееспособного (в плане возможности заключения и исполнения сделок) населения Республики Казахстан. И это при огромной разнице в организации такого бизнеса по сравнению с традиционной торговлей: вместо аренды больших залов для демонстрации продукции – интернет-площадка, вместо большого количества обслуживающего и офисного персонала – минимальный штат специалистов, вместо ярких вывесок и ценников – практические неограниченные возможности аудио-, видео- и даже интерактивной рекламы. 

Однако наивно предполагать, что такой большой пласт экономики – по некоторым данным, только в 2014 году казахстанцы потратили около $2 млрд на интернет-магазины (при этом доля казахстанских компаний в качестве интернет-магазинов, к сожалению, составила всего около 30%), а только за первое полугодие 2015 года – 5,6 млрд тенге – останется без контроля и регулирования со стороны государства.

Сущность такого регулирования вытекает из одного из основных признаков государства в теории государства и права – как независимой единицы и субъекта международных отношений – обособленной территории. Именно принцип территориальности является мотивом к стремлению регулировать процессы, в том числе и в интернете – интернет-технологии внетерриториальны по своей сути, а развитие таких технологий, как интернет, увеличивает количество внетерриториальных образований и ставит под сомнение основные положения международного права, в частности традиционное понятие «территориальной юрисдикции».  

Где происходит сделка и ее исполнение – по месту нахождения продавца, или покупателя, или операторов связи, на чьих площадках размещается оборудование, или по месту оплаты – это одни из немногих основных вопросов, так или иначе периодически возникающих у обеих сторон – продавца и покупателя. 

Именно поэтому, по нашему мнению, одним из основных стопоров развития трансграничной интернет-торговли является недоверие и неуверенность как покупателей, так и продавцов в способности государства защитить их права. Будучи резидентом одной страны и вступая в торговые отношения с резидентом другой страны, человек неизбежно испытывает некий «правой страх»: что делать, если сделка пойдет не так, как предполагалось? К сожалению, население применяет эту аналогию и к интернет-торговле, а именно к связке «продавец – покупатель», когда они оба являются резидентами Казахстана.

Особенностью интернет-бизнеса является и тот факт, что действующее законодательство Республики Казахстан приравнивает практически любой интернет-ресурс, включая и интернет-магазин, к средствам массовой информации (подпункт 10 статьи 1 Закона Республики Казахстан «О средствах массовой информации)», с довольно жесткими требованиями к содержанию контента (запрет определенной рекламы и тому подобное).

Вместе с тем существующая нормативно-правовая база в большем или меньшем объеме содержит ряд норм, призванных если не решить полностью все возникающие проблемы и вопросы интернет-торговли, то во всяком случае несколько упорядочить ее, не говоря об имеющихся запретах, ограничениях и так далее, в том числе экономического характера, как, например, лимит беспошлинного ввоза товаров и тому подобное. Этому способствовали и недавние изменения в законодательстве, такие как, например, приравнивание обмена электронными сообщениями, причем не обязательно подписанными электронной цифровой подписью, к заключению сделок в простой письменной форме (статья 152 Гражданского кодекса Республики Казахстан). Более того, с 2 февраля 2016 года вступают в действие Правила осуществления электронной торговли, утвержденные приказом и. о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 25.11.2015 года, устанавливающие не только порядок оформления сделок при электронной купли-продаже, но и закрепляющий обязанность применения электронных счетов-фактур продавцом. Одним из новшеств в данных Правилах является обязанность  указывать цены исключительно в национальной валюте, что не слишком соблюдалось до настоящего момента.

Одной из наиболее распространенных бизнес-активностей в интернете является розничная реализация различных товаров населению с оказанием дополнительных услуг (доставка, специальная упаковка и тому подобное). Именно поэтому Правилами розничной торговли вне торговых мест путем сетевого маркетинга, общественных распространителей, продажи по почте и другими способами, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 сентября 2005 года № 918, к способам розничной торговли отнесена торговля вне торговых мест через средства телекоммуникаций, электронную связь, в том числе электронную сеть Интернет. Согласно данным Правилам наряду с виртуальной составляющей таких сделок, за исключением самого физически покупаемого/передаваемого товара, появляется и должен быть выдан покупателю при передаче заказа кассовый (товарный) чек либо иной платежный документ, подтверждающий оплату товара. То есть вполне реальный документ, не только позволяющий защитить права покупателя, но и являющийся документом строгой финансовой отчетности наряду с оформленным заказом покупателя. Он относится к первичным бухгалтерским документам для надлежащего отражения сделки в учете компании. Более того, отсутствие таких документов, в том числе непредоставление чека покупателю, влечет привлечение продавца к административной ответственности.

Отдельного внимания заслуживают некоторые особенности при реализации положений Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей». Так, требование пункта 2 статьи 29 вышеупомянутого закона устанавливает обязанность продавца продемонстрировать свойства товара и его использование. Как правило, это происходит в момент доставки, однако если доставку осуществляет не специально обученный курьер продавца, а почтовая организация, то ожидать от почтальона того, что он распакует и покажет товар «во всей красе», не приходится. 

С учетом того что законодательством не установлен способ такой демонстрации, практика реализации данных положений закона идет по интересному пути – наряду с текстовым и графическим (фотографии) описанием товара на ресурсе интернет-магазина размещаются видеофрагменты, содержащие действия продавца по демонстрации товара. Конечно, это приведет к дополнительным затратам, но требование законодательства продавцом в данном случае будет выполнено, что в итоге с учетом единовременности таких затрат для практически неограниченного количества однотипного товара в конечном счете приведет к экономии собственных средств компании, реализующей товары через интернет.

Еще один интересный момент организации деятельности интернет-магазинов – это требования к размещению оборудования для организации интернет-магазина. Согласно пункту 4 Правил регистрации, пользования и распределения доменного пространства казахстанского сегмента сети Интернет, утвержденных приказом Министра связи и информации Республики Казахстан от 7 сентября 2010 года № 220, требованием к серверному оборудованию является его физическое место нахождения на территории Республики Казахстан. Это означает, что если оборудование расположено за пределами Республики Казахстан, то уполномоченный орган может приостановить действие и регистрацию домена в зоне .kz согласно подпункту 3) пункта 9 этих же Правил. Иное, более-менее значительное ограничение установлено Законом Республики Казахстан «О национальной безопасности Республики Казахстан» в части запрета организации сети связи с центром управления из-за пределов Республики Казахстан (подпункт 5) пункта 6 статьи 23 этого Закона) и зависит от способа организации функционирования серверов, их управления и тому подобного.

Если в отношении торговли товарами есть какая-то определенность, то в отношении набирающего популярность направления оказания услуг посредством интернет-магазинов ситуация, к сожалению, не такая радужная, за исключением, наверное, услуг по принятию платежей в пользу третьих лиц и приобретению электронных билетов. Набирающими популярность видами деятельности становятся консалтинговые услуги, а также обучение и повышение квалификации. Но даже и здесь законодательство, в том числе о защите прав потребителей, имеет свою практику применения, что нельзя не учитывать интернет-магазинам при осуществлении своей деятельности.

Суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что любой новый стартап-проект, использующий интернет-среду в качестве инструмента, требует предварительной юридической оценки не только создания интернет-ресурса (включая разработку юридического механизма фиксации и подтверждения исполнения сделок, заключенных посредством этой среды), но и его функционирования, позволяющего снизить правовые риски от регулирующих государственных органов и возможные претензии от клиентов.  

 
Текст: 11 марта 2016 Количество просмотров: 2205 Рейтинг читателей:

На эту тему



ABB AbilityTM: цифровое будущее становится ближе

Компания ABB в сотрудничестве с McKinsey произвела оценку уровня цифровизации разных отраслей промышленности.


Сунгат Батырбеков: За развитием аквакультуры в Казахстане – будущее

Отрасль рыбоводства в Казахстане находится на пороге перемен. Драйвером роста рынка активно выступила компания «Рыбпром». Какие проблемы существуют и как их можно решить? Об этом мы беседуем с председателем совета стратегического развития компании «Рыбпром» Сунгатом Батырбековым.

Комментарии


Оставить комментарий
Оцените статью
нажмите на звезды

Предупреждение: комментарии не по теме будут удалены
Имя:
Комментарий: