|Обратная связь
Практика бизнеса
Главная \ Статьи \ Практика бизнеса \ Автобизнес Казахстана. Что происходит?
 

Автобизнес Казахстана. Что происходит?


За первые 6 месяцев 2016 года в Казахстане реализовано 21 954 новых автомобиля. Это вдвое меньше, чем за первое полугодие прошлого, 2015 года, и в 3,5 раза меньше первого полугодия относительно благополучного 2014 года, когда 22 тыс. автомобилей продали за два первых месяца года!

Сейчас продажи новых автомобилей идут практически по графику 2011 года, когда в месяц реализовывалось по 3–4 тыс. автомобилей, а за весь год официальными дилерами было продано 45 тыс. новых авто. Очень хочется надеяться, что второе полугодие 2016-го покажет такой же положительный тренд, как и пять лет назад.

Казахстан не единственная страна, которая переживает взлеты и падения на авторынке. Более 10 лет назад после вступления в ЕС и бурного развития финансовых инструментов Латвия также показывала ежегодный 100%-ный рост и с 2003 по 2007 год увеличила продажи новых автомобилей в 4 раза, а потом уронила в 6 раз за два кризисных года (2008 и 2009). Латвия так и не оправилась от того шока, и уровень продаж так никогда и не повторил свой рекорд 2007 года.

Да и у наших северных соседей ситуация отнюдь не радостная – российский авторынок теряет по 40% ежегодно вот уже второй год подряд. И это притом, что у них не было массового завоза новых автомобилей из соседней страны, как это случилось у нас в начале 2015 года, когда, пользуясь диспаритетом национальных валют, за первые 4 месяца в Казахстан было завезено 220 тыс. автомобилей из России! Это был первый шок, который вызвал отложенный спрос и больно ударил по официальному авторынку. А тут еще подоспело и снижение покупательной способности в конце 2015 года…

Казалось бы, ситуация с серым импортом стала исправляться в начале года – доля продаж официальных дилеров в структуре продаж новых автомобилей выросла до 93% (со всего лишь 47% годом ранее). Да и доля автомобилей местного производства выросла до 22% (с 17% год назад) – каждый пятый новый автомобиль (а если исключить из списка российскую «Ладу» и «экстратерриториальную» Toyota, то вообще каждый третий!) произведен в Казахстане.

Вообще, предпочтения казахстанцев в отношении стран-производителей тоже претерпели изменения по сравнению с прошлым годом – доля рынка, занятого автомобилями, произведенными в России, уменьшилась с 40 до 30%. Зато выросли доли и абсолютные цифры по автомобилям, произведенным в Китае, Франции, Германии.

Но сам рынок сжался. Регистрации автомобилей уменьшились на 24%. При этом 57 тыс. (!) покупателей отказались от приобретения нового автомобиля в пользу подержанного – первичные регистрации упали на 89%, тогда как вторичные выросли на 23%. Если в прошлом году первичные регистрации составляли 42% от всех сделок с автомобилями, то в этом году их доля упала до 6%!



Не спасают даже меры поддержки отечественного производителя в виде льготного кредитования, введения утилизационных сертификатов, призванных обновить казахстанский автопарк, и прочие преференции. Даже доля госзакупок в общем объеме продаж упала в среднем ниже 5%, не говоря уже об объемах.

Из-за столь радикального падения рынка местным производителям пришлось также снизить объемы производства: завод «Азия Авто» – на 97% (с 4422 за 6 месяцев 2015 года до 148 единиц в 2016), «Аллюр Груп» – на 73% (с 3200 до 875).

Все просто – у людей банально нет денег…

Притом что курс тенге за год изменился практически в 2 раза (с 183 до 360 тенге за один доллар и с 2,62 до 5,4 тенге за один рубль), зарплаты у большей части населения изменились не так значительно. Вот и получается, что когда рост зарплаты не поспевает за ростом ежемесячного платежа по кредиту, в стране остается все меньше платежеспособного населения, кто может себе позволить новый автомобиль.

Даже местные автопроизводители при уровне локализации в 30% (кстати, этого уровня все они обязаны достичь к лету следующего года) на 70% зависят от импортных комплектующих. А это значит, что если курс тенге просел вдвое по отношению ко всем основным валютам (рублю, доллару и евро), то и цена автомобиля, произведенного в Казахстане, изменится как минимум в 1,7 раза. Притом что 61% автомобилей местного производства продается по программе льготного кредитования, растет число тех, кто не может сегодня показать достаточный уровень доходов, чтобы соответствовать критериям банков.

Автобизнес – лакмусовая бумага экономики. Когда дела в экономике идут хорошо, люди чувствуют стабильность и уверенность в завтрашнем дне. И тогда первое, на что человек тратит свободные деньги, – новый автомобиль (это же дешевле, чем квартира, и заметнее, чем дорогие часы). И также первое, от чего человек отказывается в трудные времена (а иногда и просто не может себе позволить), – новый автомобиль. Так что как только мы увидим реальный рост продаж новых автомобилей, мы можем быть уверены: экономика выздоравливает.

 
Текст: 09 августа 2016 Количество просмотров: 982 Рейтинг читателей:

На эту тему



ABB AbilityTM: цифровое будущее становится ближе

Компания ABB в сотрудничестве с McKinsey произвела оценку уровня цифровизации разных отраслей промышленности.


Сунгат Батырбеков: За развитием аквакультуры в Казахстане – будущее

Отрасль рыбоводства в Казахстане находится на пороге перемен. Драйвером роста рынка активно выступила компания «Рыбпром». Какие проблемы существуют и как их можно решить? Об этом мы беседуем с председателем совета стратегического развития компании «Рыбпром» Сунгатом Батырбековым.

Комментарии


Оставить комментарий
Оцените статью
нажмите на звезды

Предупреждение: комментарии не по теме будут удалены
Имя:
Комментарий: