|Обратная связь
Экономика
Главная \ Статьи \ Экономика \ Вперед к «зеленой» энергетике
 

Вперед к «зеленой» энергетике


Рост экономики Нидерландов, которая является 16-й экономикой мира, во многом обусловлен бурным развитием в этой стране инновационных технологий. Интересен опыт Нидерландов, которые являются к тому же крупнейшим инвестором Казахстана, в области развития «зеленой» энергетики, создания устойчивой транспортной системы, эффективного сельского хозяйства, передовых возобновляемых источников энергии, а также в сфере успешной природоохранной политики по управлению отходами и водными ресурсами.

Глобальные решения, которые принимаются правительством Нидерландов, являются следствием стремления к экологической устойчивости, сохранению климата. Отсюда ориентированность на чистые технологии, государственно-частное партнерство в области экологичных производств. Небольшая, но густонаселенная страна, Нидерланды признаны во всем мире в таких областях, как рациональное использование транспорта, переработка отходов, водоочистка, восстановление почв, экологический менеджмент. В соответствии с принятой концепцией развития к 2050 году страна будет иметь устойчивую, надежную и доступную энергетическую систему. Голландцы планируют сократить наполовину выбросы CO2 за счет того, что примерно 40% электроэнергии будет вырабатываться из устойчивых источников энергии, включая биомассу.

В 2013 году Нидерланды произвели 12 млрд кВт∙ч электроэнергии из таких источников, как ветер, вода, солнце и биомасса. Это 10% от общего количества потребления электроэнергии. Причем всего за год – с 2012 до 2013-й – производство энергии от ветротурбин увеличилось на 8%. А производство солнечной энергии удвоилось всего за три года. В 2013 году потребление возобновляемой энергии на транспорте составляло 5% от общего потребления энергии на транспорте. А сейчас уже миллионы тонн бытовых отходов ежегодно преобразовываются в энергию в десятках эффективных установок по сжиганию отходов. Нидерланды являются лидером в области «зеленого» газа. Технология «зеленого» газа – газификация биомассы – была запатентована нидерландской энергетической компанией ECN.

Крупные частные фирмы Нидерландов также известны своими новейшими исследованиями и разработками. Они энергично вкладывают капитал в инновации, исследования и разработки посредством создания государственно-частного партнерства – организаций, координирующих интересы и ресурсы правительства, деловых партнеров и исследователей. В таком партнерстве участвуют, в частности, известные институты Deltares и Wetsus. 

В 2015 году Нидерланды заняли 2-е место в мире в определении индекса эффективности логистики, которое проводит Всемирный банк на основании оценки производительности и эффективности работы таможни, качества транспорта, информационной инфраструктуры для логистики, удобства и доступности перевозки грузов.

Устойчивая транспортная система


Весь мир двигается от экономики, зависящей от нефти и газа, к экономике на основе источников возобновляемой энергии, и голландцы несомненно лидируют в направлении создания устойчивой транспортной системы. Почти 30% поездок на расстояние до пяти миль производится в Нидерландах на велосипедах. Такая ориентированность на экологичность является неотъемлемой частью государственной политики в области устойчивого развития, направленной на снижение интенсивности дорожного движения, сокращение загрязнения окружающей среды и улучшение здоровья населения. В Нидерландах даже есть свое Голландское велосипедное посольство (Dutch Cycling Embassy). Это организация, объединяющая в своей структуре экспертов по велосипедному транспорту и инфраструктуре. Одной из ее инициатив является программа ThinkBike: эксперты Велосипедного посольства в сотрудничестве с представителями местных властей и велосообществ разрабатывают стратегии по популяризации велодвижения по всему миру. 

В сентябре в Алматы состоялась международная конференция по немоторному транспорту, активной мобильности и велосипедному движению, организованная проектом ПРООН-ГЭФ по устойчивому развитию транспорта в южной столице. В рамках этой конференции Рубен Лондерслоот, эксперт Голландского велосипедного посольства, и Йерун Баюс, предприниматель из Нидерландов, поделились опытом в области проектирования и финансирования велоинфраструктуры. 

Также активно и с целью снизить выбросы вредных веществ в атмосферу развивается электротранспорт. Нидерланды стремятся к тому, чтобы на дорогах было как можно больше электромобилей. Правительство Нидерландов поддерживает все инициативы, направленные на стимулирование перехода с бензиновых автомобилей на электрические.

Проект Университета Эйндховена


Ярким и актуальным примером поддержки правительством Нидерландов инноваций и «зеленой» энергетики является проект создания электрического мотоцикла студентами из Технического университета Эйндховена (TU/e). В 2014 году команда из этого ведущего университета Нидерландов уже привлекала к себе внимание мировых СМИ, став чемпионом мира по робофутболу на чемпионате RoboCup в Бразилии. А теперь студенты всколыхнули все прогрессивное мировое сообщество тем, что продемонстрировали возможности и преимущества своих электромотоциклов, отправившись на них в кругосветное путешествие.

Земной шар они должны обогнуть за 80 дней, как герои романа Жюля Верна. Мировое турне стартовало из голландского города Эйндховена 14 августа и закончится там же 2 ноября. Маршрут пройдет через 16 стран – по всей Европе, Турции, Ирану, Центральной Азии, Китаю и Северной Америке. Его протяженность составит порядка 26 тыс. км.

Маршрут турне на первых в мире туристических электромотоциклах STORM WAVE пролегал и через Казахстан. 10 сентября участники пробега побывали в Алматы. Их принял Университет Нархоз. На территории бизнес-инкубатора MOST состоялась встреча участников мотопробега со студентами Университета Нархоз, а также презентация проекта. Посольство Королевства Нидерландов в Казахстане также оказало содействие голландским студентам во время их двухдневного пребывания на территории республики. 

В команде STORM 24 студента от 21 до 25 лет. Это энергичные парни и девушки, которые, возможно, стоят у истоков революционной технологии, которая изменит весь мир. Два года ушло у них на создание электробайка и тщательную подготовку мотопробега. 150 компаний, как голландских, так и транснациональных, стали спонсорами этой инициативы студентов. 

Даан Кемпенаар, 23-летний студент магистратуры Университета Эйдховена, отвечает за участок маршрута от Ирана до Китая. Он рассказал нашему журналу, как готовился проект, какую помощь оказали правительство, партнеры и спонсоры, а также простые люди, неравнодушные к продвижению экологичного транспорта.

«Без правительства и спонсоров наш проект не состоялся бы, – говорит Даан. – Именно они помогли нам выйти на высокий международный уровень. Бывший премьер-министр Нидерландов Ян Петер Балкененде является послом этой инициативы. Посольства Нидерландов по всему миру поддерживают этот проект, содействуя прохождению маршрута через страну. Также я очень благодарен университетам-партнерам, одним из которых является Университет Нархоз». 

Кроме голландских, а также всемирно известных компаний команде STORM оказывали содействие бизнесмены из разных стран. Например, некоторые компоненты для мотоциклов и экспертную помощь студенты получили у компаний из Германии и Швейцарии. «Мы думаем, что нас поддержало столько людей именно потому, что все они хотели быть причастными к самой идее чистой энергетики», – отмечает Даан.

Было собрано несколько электрических мотоциклов, но в пробеге приняли участие только два законченных варианта. Вся команда передвигается на семи минивэнах, сопровождая электробайк, который может развивать скорость до 160 км/ч. Поскольку от одной зарядки мотоцикл едет до 380 км, то литий-ионные батареи студенты заряжают с помощью местных электрических сетей на пути следования. 

Почему так много человек в команде? Потому что совершить путешествие вокруг света за неполных три месяца – это очень сложный процесс, а сам проект имеет международный масштаб и значение, а потому должен быть безукоризнен, рассказывает Даан. По его словам, каждый в группе отвечает за свой участок работы: кто-то специализируется на обслуживании моторов, другие отслеживают географию маршрута, бронируют гостиницы, освещают проект на сайте и в социальных сетях. Есть ответственный за контакты и все перемещения на определенных участках маршрута. У ребят в команде нет иерархии, система взаимоотношений горизонтальная. Ведь одному молодому человеку быть лидером все 80 дней было бы слишком утомительно. Кстати, Даан уже был в Казахстане в марте этого года в рамках подготовки проекта, поэтому чувствует себя здесь уверенно. Из Казахстана команда поедет в Китай, откуда перелетит с мотоциклами в США на самолете. 

Ребята не знают, будет ли их разработка использована в производстве или же дальнейшая работа по продвижению электромоторов останется следующему поколению студентов Университета Эйдховена. В одном они уверены: «зеленые» технологии изменят мир, который скоро станет более чистым.

Команда STORM наглядно продемонстрировала свое изобретение на стадионе Университета Нархоз, вызвав шквал эмоций у алматинцев. Мотоцикл действительно красив – футуристичен и брутален. Поразило то, что он движется бесшумно, при этом его технические возможности высоки – он быстро разгоняется, его ход ровный и плавный.

Почему именно Университет Нархоз решил принять у себя эту миссию? Ректор университета Кшиштоф Рыбиньски так ответил нам на этот вопрос.

«Цель Университета Нархоз – стать самым лучшим инновационным вузом Центральной Азии. – говорит Кшиштоф. –Поэтому нам очень интересны все инновационные проекты. Проект студентов Технического университета Эйдховена, нашего партнера по международным программам, просто замечательный! Студенты сами смогли создать мотоцикл будущего. Нам было важно, чтобы молодые казахстанцы, наши студенты, увидели, что такое возможно, и они тоже могут придумать что-то свое. Я восхищен тем, как голландские студенты меняют этот мир, влияя на мнение людей во многих странах».

Университет Нархоз обеспечил команде голландских студентов проживание и питание, организовал общение и экскурсию по городу. Для того чтобы такая встреча с казахстанскими студентами стала возможной, многое сделали сотрудники Университета Нархоз – начальник Центра карьеры Гайни Муханова и начальник отдела развития партнерства Баян Сапаргалиева. Участники команды мотопробега остались очень довольны гостеприимством казахстанских друзей. Они с радостью делились своим опытом и планами.

Общение и сотрудничество всегда ведут к прогрессу. Особенно когда речь идет об инновациях, связанных с «зеленой» энергетикой, что актуально в преддверии международной выставки EXPO 2017, которая пройдет в Астане. Опыт Нидерландов может быть очень полезен Казахстану, который стремится к тому, чтобы улучшить экологию в регионе. Жизненное пространство, в котором мы живем, должно быть чистым. Это главный критерий, по которому будущие поколения будут оценивать качество жизни.


 
Текст: Жамиля АБЕНОВА 06 октября 2016 Количество просмотров: 589 Рейтинг читателей:

На эту тему



ЕБРР прогнозирует рост экономики Казахстана

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) ожидает, что экономика Казахстана вырастет на 3,8% в 2017 году и на 3,5% в 2018 году. Ключевые факторы роста: увеличение объемов добычи нефти и благоприятные цены, возобновление роста реальных доходов, усиление активности в строительстве, сельском хозяйстве и транспортной отрасли.


Экономика стран – участниц ЕАБР восстанавливается

Евразийский банк развития (ЕАБР) повысил прогноз экономического роста стран – участниц банка на 0,4 п. п., до 2%, по итогам 2017 года.

Комментарии


Оставить комментарий
Оцените статью
нажмите на звезды

Предупреждение: комментарии не по теме будут удалены
Имя:
Комментарий: