|Обратная связь
Формула успеха
Главная \ Статьи \ Формула успеха \ Расул Рыспаев: ориентир на качество
 

Расул Рыспаев: ориентир на качество


Компания «Газпром нефть – Казахстан» с 2007 года занимается поставками в республику высококачественного топлива из России. Несмотря на более высокую цену, популярность продукции компании, которая имеет здесь сеть АЗС, год от года только возрастает. В чем причина этого выбора потребителей? Об этом мы беседуем с Расулом Рыспаевым, заместителем генерального директора по оптовым продажам ТОО «Газпром нефть – Казахстан».

Фото: Екатерина Чикулаева Интерьер: отель The Ritz-Carlton, Almaty

– Расул, какую долю на рынке нефтепродуктов в Казахстане занимает компания «Газпром нефть – Казахстан»?


– Компания «Газпром нефть – Казахстан» известна на рынке как поставщик топлива с Омского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) на фирменные АЗС «Газпромнефть». Кроме того, мы занимаемся оптовыми продажами продукции другим казахстанским компаниям, которые потом продают ее на своих АЗС. Мы реализуем нефтепродукты высокого качества – класса Евро-5: дизельное топливо, АИ-92, АИ-95, АИ-98, а также премиальное топливо G-Drive. Это топливо нового поколения, содержащее активный комплекс присадок и позволяющее увеличить мощность двигателя до 12%, разгон автомобиля до 1,8 секунды, а также обеспечить профессиональную защиту топливной системы двигателя.

На сегодняшний день «Газпром нефть – Казахстан» занимается оптовыми продажами в одиннадцати регионах Казахстана. Это в основном северные области, Восточный и Южный Казахстан. Логистика в этих регионах у нас наиболее эффективна. Надо сказать, что в западной части Казахстана мы пока активно не работаем, так как рынок занят дистрибьюторами других российских заводов, таких как, например, «Башнефть».

В начале 2015 года мы были представлены 52 автозаправочными станциями, а к концу года у нас уже было 69 АЗС. Так, в прошлом году мы впервые открылись в Восточно-Казахстанской области. На сегодняшний день по республике работает 75 станций. На начало 2015 года мы занимали 5,7% доли рынка ГСМ Казахстана, а к концу года  повысили ее до 8%. До конца 2016 года мы планируем занять 9% топливного рынка страны. 

«Газпром нефть – Казахстан» является самым крупным импортером российского топлива. В 2015 году мы импортировали 33% от общего объема топлива, ввезенного в республику из России, – порядка 339 тыс. тонн. За восемь месяцев этого года отдел оптовых продаж реализовал 165 500 тонн топлива.

– Скажите, а какой процент реализации топлива в компании составляют оптовые продажи?


– В 2015 году оптовые продажи компании составили 28% от общего объема реализации нефтепродуктов. 2016 год мы хотим закончить на уровне 30% оптовых продаж. Планируем, что в 2017 году доля таких продаж будет повышена до 40%. 

Если говорить о рынке страны в целом, то доля оптовых поставок «Газпром нефть – Казахстан» оценивается примерно в 4%. Так, в прошлом году в целом в республику было импортировано 1040 тыс. тонн топлива, из них примерно 160 тыс. тонн предназначено для оптовой продажи другим компаниям.

– Какие компании являются вашими основными клиентами по оптовым поставкам топлива? Как вы считаете, почему они выбирают именно ваше топливо? 


– Миссия нашей компании – снабжение потребителей в Казахстане качественным топливом. Без преувеличения могу сказать, что мы завозим самое лучшее топливо в Казахстан по конкурентным ценам. Поэтому основными нашими клиентами являются компании, для которых качество топлива является приоритетом при выборе. В основном это владельцы автозаправочных станций.

В последнее время нашими покупателями все больше становятся промышленные предприятия. Дизельное топливо «Газпром нефть – Казахстан» особенно востребовано в секторе горнорудной промышленности, сельхозпредприятий, которые располагают современным оборудованием и потому потребляют качественное топливо. 

– По каким критериям эти компании оценивают качество топлива?


– Основные показатели, по которым анализируется качество бензина, – это октановое число, содержание серы, фракционный состав, плотность и отсутствие примесей. К примеру, по содержанию серы определяется экологический класс топлива. Топливо пятого экологического класса, которое реализуется на АЗС «Газпромнефть», отличается высокой степенью очистки и минимальным содержанием загрязняющих веществ, в том числе серы. 

Дизельное топливо также анализируется на содержание серы, температуру вспышки в закрытом тигле и на низкотемпературные показатели. 

Многие задаются вопросом: как можно проконтролировать качество топлива при его «перевалке», ведь оно проделывает долгий путь, поступая с нефтеперерабатывающего завода? Поэтому расскажу об этом подробнее. 

Прежде всего перед отправкой на нефтебазы в Казахстан каждая партия бензина и дизельного топлива проходит паспортизацию и контроль качества в аккредитованной испытательной лаборатории Омского нефтезавода. К нам оно поступает по железной дороге. На наших нефтебазах оно также проходит лабораторный контроль: на каждую партию нефтепродуктов, заливаемых на нефтебазе в бензовоз, лабораторией выдается паспорт качества, в котором указаны основные характеристики конкретной партии топлива. Бензовоз пломбируется и отправляется на АЗС.

Таким образом, на всех этапах мы проводим лабораторные анализы на качество топлива – и при приеме цистерн с вагонов, и при сливе нефтепродуктов в резервуары. На основании сертификатов соответствия нефтебаза выдает нам паспорта качества для отпуска уже на автозаправки клиентам. Также отбор проб происходит из автоцистерны при отгрузке топлива на АЗС.

– Как удается сохранять качество топлива на АЗС? Оно же хранится под землей. 


– АЗС «Газпромнефть» в Казахстане оснащены бетонным саркофагом для хранения топлива, из которого топливо по герметичным трубопроводам попадает в топливораздаточные колонки. Все действия персонала по работе в резервуарном парке строго регламентированы, на площадке ведется круглосуточное видеонаблюдение. 

Каждый потребитель может увидеть «Паспорт качества нефтепродукта» – документ, устанавливающий соответствие численных значений показателей качества нефтепродукта, полученных в результате лабораторных испытаний. Данный документ обязательно присутствует на каждой АЗС. На станциях «Газпромнефть» он находится на стенде в «Уголке покупателя».

В этом году мы уделили большое внимание проактивному управлению системой контроля качества, у нас уже работают две  передвижные лаборатории.Одна из них базируется в Алматы и покрывает Алматинскую и Южно-Казахстанскую области, вторая обеспечивает покрытие территории Астаны, Карагандинской и Восточно-Казахстанской областей.

Внутри каждого передвижного комплекса расположено рабочее место с современным американо-австрийским автоматическим оборудованием для экспресс-анализа топлива на соответствие требованиям технического регламента. Оснащение мобильных лабораторий не имеет аналогов в Казахстане. 

Преимуществом передвижных комплексов является возможность проанализировать порядка 20 основных параметров топлива менее чем за полчаса. 

Передвижные лаборатории «Газпром нефть – Казахстан» будут проводить не только регулярные, но и внеплановые проверки качества топлива на АЗС и нефтебазах компании, что обеспечит объективность исследований. При этом моментальное получение данных позволит в режиме реального времени отслеживать качество реализуемого топлива и оперативно формировать управленческие решения, направленные на усиление защиты товаропроводящей цепи. 

В следующем году мы планируем построить стационарную лабораторию на нашей нефтебазе в поселке Боралдай в Алматинской области. 

– Это ваша собственная неф­тебаза? 


– Да, у нас есть одна собственная нефтебаза в Алматы, на которую топливо приходит по ж/д путям с Омского НПЗ. Там же оно и хранится. В других регионах РК наше топливо находится на 11 арендованных нефтебазах. Регионы нашего присутствия – это Астана, Алматы, Семей, Караганда, Темиртау, Шымкент, Тараз, Талдыкорган, Усть-Каменогорск. Если отправлять туда топливо с нашей алматинской базы, то это будет очень дорого. Намного выгоднее оплачивать аренду нефтебазы, чем транспортировку с алматинской базы в другие города. 

Всего на нефтебазе в Боралдае расположено 12 резервуаров для хранения топлива общей емкостью 17 800 куб. м, из них 2000 куб. м – дизельное топливо. Одновременно нефтебаза может производить беспрерывный прием нефтепродуктов с 10 вагонов и обеспечивать одновременную заправку 8 бензовозов.

На нефтебазе хранятся бензин АИ-92, АИ-95, АИ-98, сезонное дизельное топливо. Техническое оснащение нефтебазы позволяет обеспечивать сохранность качества топлива и не допускает смешения нефтепродуктов, так как под каждую марку топлива предусмотрен отдельный трубопровод, по которому нефтепродукты поступают в специально предусмотренный резервуар. 

– А как вы контролируете качество своего топлива на сторонних нефтебазах?


– В вопросах качества для сторонних нефтебаз у нас такие же требования, как и к собственной нефтебазе. Юридически за порчу и утрату нефтепродуктов отвечает нефтебаза. При выборе нефтебаз мы в первую очередь ориентируемся на то, чтобы база могла обеспечить качественное хранение. Здесь мы опять-таки используем передвижные лаборатории, что позволяет вовремя брать все анализы. 

Работа с арендованными нефтебазами выстроена партнерски. Совместно с ними на каждом этапе проверяем качество. После того как продукт отправляется на автозаправочные станции, там уже арбитражные пробы берет станция, на тот случай, если будут какие-то возражения по качеству топлива. Если есть возражения, то приезжает лаборатория, берет арбитражные пробы, далее идет подтверждение или опровержение качества топлива. 

– В Казахстане активно занимаются модернизацией местных НПЗ. Как это скажется на положении вашей компании на рынке? 


– Действительно, в скором времени три местных НПЗ – Атырауский, Шымкентский и Павлодарский – начнут работать с новыми силами. По нашим прогнозам, первым закончит работы по модернизации Атырауский НПЗ – в конце этого года. Уже в 2018 году он начнет производить качественное топливо класса 4 и 5. Модернизацию и реконструкцию на Павлодарском и Шымкентском НПЗ планируется осуществить в 2017 году. И только с 2019 года эти нефтезаводы начнут производить качественное топливо. 

Однако мы уже сегодня задумываемся о том, что модернизация местных заводов усилит конкуренцию на рынке Казахстана. Чтобы удержать свои позиции на оптовом рынке страны, нам нужно работать еще усерднее, нарабатывать клиентов, просчитывать возможные варианты развития ситуации. Например, в целях избежания переизбытка топлива на рынке правительство Казахстана могло бы, на наш взгляд, разрешить экспорт нефтепродуктов казахстанского производства. На сегодняшний день вывоз топлива из Казахстана в другие страны закрыт, в то время как страны региона могли бы покупать продукцию казахстанских НПЗ. В то же время мы уверены в сохранении своих позиций на севере страны, так как с точки зрения логистики ни один завод так хорошо не покрывает этот регион, как Омский НПЗ. 

– Расул, расскажите, пожалуйста, о корпоративных топливных картах. В чем их выгода? 


– Корпоративные топливные карты «Газпром нефть – Казахстан» – это продажи нефтепродуктов по безналичному расчету корпоративным клиентам. Компании получают современный и удобный способ покупки топлива, который имеет ряд преимуществ. Прежде всего, топливную карту «Газпромнефть» можно использовать на любой из 1500 АЗС сети «Газпромнефть» в Казахстане, Кыргызстане, России, Таджикистане, Беларуси и Сербии. При этом компания получает детализированные отчеты о заправках каждой единицы автотранспорта. В своем личном кабинете руководитель видит, когда и где происходила заправка. Доступ к карте защищен PIN-кодом. Существует возможность установки на каждую топливную карту суточного или месячного лимита получения нефтепродуктов на АЗС.

Мы стали развивать это направление параллельно с появлением розничной сети – в 2010 году. На сегодняшний день корпоративные топливные карты «Газпром нефть – Казахстан» представлены в четырех регионах: Алматы, Астане, Караганде и Южно-Казахстанской области. В дальнейшем планируем расширить географию их действия за счет Восточно-Казахстанской области. 

Мы считаем это направление очень востребованным. Стать корпоративным клиентом может юридическое лицо, зарегистрированное в Казахстане. Клиентская база на сегодняшний день составляет более двух тысяч юридических лиц. Среди них как частные организации, так и государственные. 

Для этих клиентов действует своя рыночная система скидок. Это позволяет компаниям получать качественное топливо по рыночной цене. 

– Какие нововведения в направлении оптовых и корпоративных продаж планируются в ближайшее время?


– К 2017 году мы запустим онлайн-процессинг корпоративных топливных карт. Данная система удобна тем, что в режиме реального времени клиент может осуществлять мониторинг расхода топлива. Система будет доступна круглосуточно, семь дней в неделю. Также в следующем году планируется открытие оптовых продаж нефтепродуктов в Актобе и Уральске. 

Кроме того, в следующем году планируем увеличить объемы завозимого дизельного топлива. Это связано с тем, что правительство РК в этом году приняло решение о снятии предельных розничных цен на дизель. Дело в том, что раньше цена на дизельное топливо в Кыргызстане и России была выше, чем в Казахстане. Компаниям было невыгодно его заво­зить, что приводило к дефициту на рынке. Например, в России дизель стоил в переводе на нашу валюту 160 тенге, а в Казахстане цена на него была 99 тенге. Сейчас цены в нашей стране уже почти выравнялись с ценами в России и Кыргызстане. Как мы и ожидали, претензий по возросшей цене на дизель у наших клиентов нет, поскольку они понимают, что речь идет о качественном топливе, которое не может стоить дешевле, чем у производителя. 

В прошлом году мы начали развивать направление аренды автозаправочных станций на промышленных предприятиях, производящих работы по добыче или переработке сырья. Это означает, что мы снабжаем нефтепродуктами автозаправочную станцию предприятия, обслуживаем его технику, отпуская топливо по картам прямо на их объекте. Клиент может доверить нам этот сегмент и сосредоточиться на своем бизнесе. Это сделано в рамках нашей стратегии клиентоориентированности, и, без сомнения, это направление будет развиваться и дальше.

На сегодняшний день мы ведем две такие автозаправочные станции в компании АО «АК АлтынАлмас» в Жамбылской области. К следующему году планируем увеличение числа таких станций до пяти-шести. 

– Какие планы и цели вы ставите для себя на 2017 год?


– Для направления оптовых и корпоративных продаж 2016 год был достаточно ровным. В 2017 году мы ожидаем всплеска активности за счет увеличения продаж дизельного топлива в силу отмены регулирования цен на него. Основной акцент будет сделан на развитии партнерства с промышленными предприятиями, которые потребляют дизельное топливо.

– Дальнейших успехов вашей компании!


 
Текст: Жамиля АБЕНОВА 27 октября 2016 Количество просмотров: 1138 Рейтинг читателей:

На эту тему



«Что? Где? Когда?» Возрождение интеллектуальной элиты Казахстана

Культовый российский проект «Что? Где? Когда?» этой осенью официально зашел в Казахстан. 10 октября в Ballroom отеля The Ritz Carlton Almaty состоялась первая Игра казахстанской версии популярного шоу. 2 ноября там же прошла вторая Игра, ведущим которой стал знаменитый Александр Друзь. Третья Игра во главе с Ровшаном Аскеровым состоялась 21 ноября в отеле Royal Tulip Almaty и вновь собрала вместе интеллектуалов города. В чем секрет успеха проекта в нашей стране? Об этом мы беседуем с владельцами лицензии «Что? Где? Когда?» в Алматы Анной Савельевой и Александром Телитченко.


Любовь Погорелова: Аудит – залог успешной работы бизнеса

Один из лучших специалистов на рынке аудиторских услуг в Казахстане Любовь Погорелова известна своим прямым характером и непримиримым отношением к тому, что мешает профессиональной работе и цивилизованному развитию рынка. Для нее возможность быть собой очень важна. Компания Погореловой B2B Kazakhstan имеет безупречную репутацию на рынке. Но какова ситуация на самом рынке? Об этом Любовь Погорелова говорит, как всегда, откровенно.

Комментарии


Оставить комментарий
Оцените статью
нажмите на звезды

Предупреждение: комментарии не по теме будут удалены
Имя:
Комментарий: