|Обратная связь
Формула успеха
Главная \ Статьи \ Формула успеха \ Жазира Дуйсенбекова: «Мы идем в тренде мировых изменений»
 

Жазира Дуйсенбекова: «Мы идем в тренде мировых изменений»


Роль экспертов в реформировании сферы образования в Казахстане трудно переоценить. Особенно если это люди, которые имеют богатый опыт изучения и внедрения моделей обучения, которые доказали свою эффективность в развитых странах мира. О проблемах и изменениях в системе образования в республике мы беседуем с председателем объединения юридических лиц (ОЮЛ) «Национальная ассоциация организаций образования и науки» Жазирой Дуйсенбековой.

– Жазира, расскажите, пожалуйста, почему вы избрали для себя деятельность в сфере образования.


– Можно сказать, что в столь интересную сферу я попала благодаря судьбе и даже везению. Я получила качественное образование в Великобритании и, вернувшись в Казахстан, работала в международном координационном центре, который на тот момент являлся представителем крупнейших учебных заведений мира и занимался подготовкой и отправкой студентов за рубеж. Мне тогда было всего 22 года, и я с энтузиазмом занималась этой работой. Ведь была возможность общения с партнерами, участия в ознакомительных турах с ведущими университетами и школами мира, что давало возможность изучить образовательную систему других стран и параллельно повысить квалификацию.

– Недавно вы возглавили ОЮЛ «Национальная ассоциация организаций образования и науки». Какие задачи ставит перед собой ассоциация?


– ОЮЛ «Национальная ассоциация организаций образования и науки» было создано три года назад как объединение людей, неравнодушных к изменениям, которые происходят в сфере образования в Казахстане. Членство в ассоциации бесплатное, поэтому она держится на энтузиазме ее участников, а это около 50 организаций образования и науки. В их числе 33 казахстанских колледжа и университета, а также международные компании.

Ассоциация аккредитована в Национальной палате предпринимателей «Атамекен», которая уделяет большое внимание развитию человеческого потенциала. Кстати, мой предшественник по руководству ассоциацией Мурат Абенов стал недавно заместителем председателя правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен».

Задача ассоциации – выявлять тренды, отбирать самые актуальные из них и привносить лучший международный опыт в систему образования Казахстана. Ведь большинство реформ уже отработаны на уровне мирового образовательного сообщества.

Ассоциация ни в коем случае не оппонирует Министерству образования и науки РК, наоборот – всячески поддерживает государственную политику развития образования в стране, сотрудничая также с местными исполнительными органами. В то же время мы не «ручная» ассоциация. Мы работаем над дальнейшей интеграцией частного и государственного секторов. Это направление работы мне хорошо знакомо, ведь я многие годы работала в сфере государственно-частного партнерства. 

– Какие инициативы предлагает ассоциация для совершенствования системы образования в Казахстане? 


– Сейчас мы ставим перед собой задачу определить наиболее приоритетные проблемы образования, чтобы понять, на чем необходимо сконцентрироваться. В этом году для нас были актуальными вопросы внедрения трехъязычного образования, повышения квалификации преподавателей, которые будут вести обучение на английском языке, а также изучение казахского языка как неродного по европейской шкале изучения языков. То есть те вопросы, которые актуальны в обществе. 

– Вы принимали участие в работе экспертной государственной комиссии по реализации программы «План нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институцио­нальных реформ» в области образования… 

– Мне повезло, я была членом аналитической рабочей группы при Министерстве образования и науки РК, которая прорабатывала этот документ применительно к реформированию системы образования страны. Заявленные в Плане нации пять направлений сегодня реализуются шаг за шагом. Все резонансные вопросы, поднятые на повестку дня в этом году, вытекают из этого программного документа, поскольку именно он предусматривает кардинальные изменения во всех сферах социально-экономической жизни страны. Можно сказать, что План нации – это продуманная квинтэссенция всех целей, задач, системных вопросов и проблем, которые стоят перед экономикой и обществом. 

Первая институциональная реформа, как известно, направлена на формирование современного государственного аппарата. Второе направление Плана нации – это обеспечение верховенства закона. Мы видим, что по данному направлению уже проведена огромная работа, предприняты серьезные шаги по приданию независимости судейству в Казахстане, по гуманизации пенитенциарной системы. 

Третье направление, в которое попадают вопросы образования, – это экономические преобразования в стране. В этом блоке наибольшее количество шагов – 50. Все наболевшие вопросы образования заключены в некоторых из них. Это вопросы, касающиеся автономии вузов, перехода на 12-летнее и трехъязычное образование, повышения уровня преподавания, а также проблемы дошкольного, технического образования. Многие шаги в этом направлении – революционные и потому неоднозначно воспринимаются обществом.

Четвертое направление в Плане нации связано с вопросами укрепления национальной идеологии, и это также относится к образованию. Речь идет о воспитании единой нации, которая, несмотря на глобализацию и внешние попытки дестабилизировать ситуацию, не теряет своей самобытности, обогащает себя, что делает народ Казахстана уникальным. В вопросах идеологии неоспоримо важную роль играет Ассамблея народа Казахстана, которая проводит огромную работу по развитию казахстанской, ненационалистической, не подвластной какому-то влиянию извне идентичности общества. 

Пятое направление – это развитие транспарентного подотчетного государства. Государства для граждан! В эту реформу заложено обеспечение прозрачности и компактности государственного аппарата, который работает на службе у народа. Уникальная работа ведется и по этому направлению. Создана госкорпорация «Правительство для граждан». При помощи своего индивидуального идентификационного номера (ИИН) граждане в режиме онлайн и по принципу одного окна могут получить любую государственную услугу. Все это делается для людей, имеет целью повышение качества жизни населения республики.

Положительная динамика в исполнении запланированных шагов Плана нации налицо. Можно сказать, что многие из них уже почти выполнены. Но истинная масштабность Плана нации, я уверена, раскроется в исторической перспективе – через 10–15 лет.

– Сегодня в Казахстане проводится немало реформ в сфере среднего образования – обновлены стандарты и разработаны новые учебные программы, планируется переход на 12-летнее и трехъязычное образование. Как вы относитесь к таким преобразованиям?


– Все реализуемые в Казахстане реформы происходят в тренде мировых изменений. Мы как страна ставим перед собой амбициозные цели и задачи быть в авангарде прогресса, который происходит в мире. Ведь Казахстан – открытое государство.

Так, введение трехъязычия не связано с ущемлением казахского языка. Я сама являюсь выпускницей казахской школы, выросла в традиционной семье, где говорят на казахском языке. Но это не мешает мне быть современной и каждый день использовать в работе и общении три языка. Но, к сожалению, на сегодняшний день я представляю скорее исключение из правил, чем норму. Мое эффективное владение казахским, русским и английским хвалят, но при этом почему-то ратуют за интересы сельской молодежи, чьи права на образование якобы могут быть ущемлены при введении трехъязычия. 

Мое мнение таково: не надо недооценивать сельскую молодежь, учителей и те ресурсы, которые есть у государства. Казахстан в состоянии обучить преподавателей, обеспечить школы качественными учебными материалами и программами, которые позволят достичь поставленных целей. Зачем мы искусственно себя тормозим? Зачем политизируем образовательный процесс? 

– Недавно Министерство образования и науки РК заявило о новом формате проведения итоговой аттестации выпускников школ и поступления в вузы. Единое национальное тестирование неоднократно подвергалось критике, а в некоторых зарубежных странах от него отказываются в пользу экзаменов. Как вы считаете, ЕНТ оправдывает себя?


– Я не являюсь экспертом в вопросах национального тестирования. Но могу сказать, что Единое национальное тестирование работает. Оно систематизировало систему поступления, отбора и распределения в высшие учебные заведения, а также выдачу государственных образовательных грантов. Однако надо понимать, какие знания мы тестируем. Сейчас ЕНТ, к сожалению, нацелено на бездумное заучивание учебного материала. Современные образовательные тенденции против такого подхода. 

В мировой практике существует понятие функциональной грамотности. Важно не то, чему мы учим школьников, а то, насколько полученный объем знаний может быть применен на практике. По наблюдениям признанных экспертов, именно этого не хватает в наших выпускных и вступительных экзаменах. Поэтому, по мнению членов нашей ассоциации, необходимо изменить формат тестирования, чтобы не просто заучивать даты и имена, которые забудутся, а уметь применять в жизни багаж знаний, полученный в средней школе.

– С каждым годом все больше казахстанцев получают образование за рубежом. Какие тенденции наметились в выборе специальности и страны обучения?


– Существуют разные категории людей, выезжающих на учебу за рубеж. Прежде всего это молодежь, чьи родители заинтересованы в том, чтобы их дети были успешны в будущем. Но здесь, как и в любом инвестиционном проекте, стоит вопрос возврата инвестиций. Важно выбрать наиболее востребованную обществом профессию. Так, если лет пять назад многие ехали за границу изучать финансы и бухгалтерию, то сегодня, после финансового кризиса и коллапса банковской системы в некоторых странах, количество желающих обучаться по этим специальностям уменьшилось. Появился интерес к творческим сферам – к изучению дизайна, истории искусств и т. п. 

Есть те, которые хотят изучать юриспруденцию, но не потому, что это модно, а в силу наличия определенных навыков и стремления к этому. Но в целом молодежи сложно определиться с выбором профессии, поэтому большинство получают базовые специальности, которые дают им высокий уровень образованности и помогают впоследствии определиться с выбором работы.

Люди постарше едут за рубеж, чтобы выучить язык. Немало тех, кто выезжает на стажировку, повышение квалификации. Это такая своеобразная «перезарузка» в зрелом возрасте. Кто-то едет на программы МВА, но их становится все меньше, поскольку рынок в Казахстане уже перенасыщен магистрами делового администрирования. Кроме того, если выпадешь из обоймы на некоторое время в связи с обучением, то потом вернуться на работу будет тяжело. 

Что касается географических предпочтений выезжающих, то наиболее популярны у студентов Великобритания и Соединенные Штаты Америки – мировые лидеры образования. У Канады и Австралии, куда в свое время многие уезжали на обучение, есть своя специфика. Это страны легальной миграции, и многие родители сознательно отправляют туда своих детей, чтобы таким образом пустить корни в стране и в дальнейшем самим выехать туда на постоянное место жительства.

Недорогое и даже бесплатное обучение можно получить в Чехии и Германии. Популярными направлениями являются также Сингапур, Объединенные Арабские Эмираты и Малайзия. В свое время много казахстанцев получало высшее образование в Китае. Но сейчас этот вектор уже не так востребован.

– Вы награждены медалью «За вклад в книгоиздание». В последние годы в Казахстане наметился прогресс в этой сфере – в частности, стало издаваться больше качественных учебников. Каким, на ваш взгляд, должен быть идеальный учебник?


– Идеального учебника нет. Более того, я считаю, что идея единого учебника – это утопия. Есть английская пословица «Единый размер никому не подходит». Школы могут быть разные: малокомплектные в сельской местности, гимназии, лицеи с различным уклоном. Поэтому один и тот же учебник может быть сильным для одних и слабым для других. Ключевая фигура – это преподаватель. Именно он должен выбирать, по какому учебнику заниматься определенному классу конкретной школы. 

В Казахстане была система, когда вводились альтернативные учебники, и это мировая тенденция, поскольку у школ, учителей и учеников должна быть свобода выбора. Тем более что сегодня в Казахстане имеется огромное количество качественных учебников. Наши издательства подросли за годы независимости, по всем направлениям сформирована сильнейшая авторская школа. Помимо этого разрешена зарубежная литература, которая используется наравне с казахстанской, например учебник по математике Людмилы Петерсон. 

Что касается ошибок, которые есть в учебниках, то можно бесконечно ругать Министерство образования и науки. Но считаю, что такие ошибки лежат на совести некоторых издательств, профессиональный уровень которых оставляет желать лучшего. Поэтому уполномоченному органу важно не допускать такие издательства к крупным государственным заказам и поставкам литературы в школу.

– А какую художественную литературу вы предпочитаете читать на досуге?


– Я всеядная в этом плане. Для меня каждая книга – как разговор с автором, я увлекаюсь его оригинальными идеями. Называю себя «серийным читателем»: если мне нравится какой-то автор, то не могу успокоиться, пока не перечитаю все его книги. Хочу понять автора как человека до конца, только после этого оставляю его и двигаюсь дальше.

Если бы у меня была возможность, то бесконечно перечитывала бы классику. Был период, когда с упоением читала литературу по мотивации, личностному росту. Недавно читала книги Дональда Трампа, победившего на выборах президента США. Он пишет легко и очень просто. В последнее время читаю бизнес-литературу, книги, посвященные экзистенциализму, психологии – это Ошо, Робин Шарма, Анатолий Некрасов, Валерий Синельников. 

У меня есть несколько любимых книг, к которым я время от времени возвращаюсь. Из бизнес-классики это жизненная философия в книге Джима Коллинза «От хорошему к великому». Там описано пять принципов, которые можно и нужно использовать в жизни. Нравится книга Чин-Нинг Чу «Каменное лицо, черное сердце». В ней есть древняя китайская философия. Некоторые называют ее руководством для жуликов. Однако после прочтения приходишь к выводу, что книга о добродетели, о том, что в жизни нет черного и белого, все достаточно относительно.

На меня также произвел сильное впечатление роман «Атлант расправил плечи» американской писательницы Айн Рэнд. Это шедевр, ода предпринимательству, красивая история любви смелой женщины, которая не боится брать на себя ответственность за свою жизнь.

К слову, наша ассоциация объединилась с партнерами, энтузиастами, бизнесменами и участвует в движении «Читающая нация». Мы хотим, чтобы читательская грамотность молодого поколения в Казахстане повышалась. В мире существует определенный инструментарий для замера качества образования и функциональной грамотности учащихся. В частности, известна Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment, PISA), которая посредством тестов, проводимых среди 15-летних школьников, позволяет оценить качество образования в той или иной стране. Один из ключевых моментов теста – читательская грамотность: замеряется, сколько книг читают школьники и какие. В этом плане задача движения «Читающая нация» – пополнение библиотечных фондов в Казахстане. 

– Жазира, вы являетесь успешной женщиной и в то же время мамой пятерых детей. Как вам удается совмещать активную работу и общественную деятельность с их воспитанием?


– По правде говоря, человек не может быть одинаково эффективным во всех сферах жизни. У женщин страдает либо качество воспитания детей, либо бизнес. У меня три сына и две дочери, и то, что мне удается балансировать на грани совмещения личного и общественного, – большая заслуга моих детей. 

Спасибо им за понимание. Они очень самостоятельны, организованны и с уважением относятся к тому времени, которое проводят со мной. Дочь, которой 11 лет, всегда предварительно составляет список вопросов, которые хочет со мной обсудить. А старший сын, который сейчас учится в Великобритании, пишет мне только по делу. Самое главное, они знают, что я их сильно люблю и всегда поддерживаю.

– Спасибо за интересную беседу! Дальнейших успехов и удачи!

 
Текст: Текст: Алина Сафина 07 декабря 2016 Количество просмотров: 1580 Рейтинг читателей:

На эту тему



«Что? Где? Когда?» Возрождение интеллектуальной элиты Казахстана

Культовый российский проект «Что? Где? Когда?» этой осенью официально зашел в Казахстан. 10 октября в Ballroom отеля The Ritz Carlton Almaty состоялась первая Игра казахстанской версии популярного шоу. 2 ноября там же прошла вторая Игра, ведущим которой стал знаменитый Александр Друзь. Третья Игра во главе с Ровшаном Аскеровым состоялась 21 ноября в отеле Royal Tulip Almaty и вновь собрала вместе интеллектуалов города. В чем секрет успеха проекта в нашей стране? Об этом мы беседуем с владельцами лицензии «Что? Где? Когда?» в Алматы Анной Савельевой и Александром Телитченко.


Любовь Погорелова: Аудит – залог успешной работы бизнеса

Один из лучших специалистов на рынке аудиторских услуг в Казахстане Любовь Погорелова известна своим прямым характером и непримиримым отношением к тому, что мешает профессиональной работе и цивилизованному развитию рынка. Для нее возможность быть собой очень важна. Компания Погореловой B2B Kazakhstan имеет безупречную репутацию на рынке. Но какова ситуация на самом рынке? Об этом Любовь Погорелова говорит, как всегда, откровенно.

Комментарии


Оставить комментарий
Оцените статью
нажмите на звезды

Предупреждение: комментарии не по теме будут удалены
Имя:
Комментарий: