|Обратная связь
Стиль жизни
Главная \ Статьи \ Стиль жизни \ Сделано во Франции
 

Сделано во Франции


Под таким названием в Париже в большом выставочном городке «Порт де Версаль» уже в пятый раз прошел Салон продукции и инноваций, созданных на французской земле.

Действительно, что нынче производится во Франции, кроме вина? Лет 15–20 назад этот вопрос был бы неуместен. Производилось практически все, что нужно в повседневной жизни. Другое дело – сейчас…

Если в продуктовых магазинах еще можно найти товары – молоко, мясо, кур, яйца, сыр, кондитерские изделия, фрукты, изготовленные или выращенные во Франции, то когда ищешь одежду, обувь, мебель, электроприборы, технику, то надпись «Made in France» встречаешь крайне редко. Можно встретить «Концепт – Франция», но на поверку чаще всего за симпатичным петушком или трехцветным флажком стоит «Made in China». Так что если вам встретилась вещь, действительно сделанная во Франции, то ей надо радоваться, ведь теперь это редкая находка. Вот почему я каждый год стараюсь попасть на салон MADE IN FRANCE (MIF). 

Первая такая выставка-продажа открылась в ноябре 2012 года. Тогда свою продукцию представили порядка 80 фирм. На сей раз салон MIF собрал под своей крышей около 450 производителей со всей Франции. Конечно, по этой выставке нельзя судить обо всем, что производят сегодня в стране. Здесь не выставляются крупные компании, производящие продукцию в таких благополучных отраслях, как аэронавтика, военно-промышленный комплекс, фармацевтика, аграрные хозяйства, пищевые комбинаты, производители товаров класса люкс. Как не встретишь здесь и ни одного представителя из сферы телекоммуникаций и информатики. Хотя что тут говорить: еще недавно Франция занимала достойное место в мире в сфере телекоммуникаций. С переходом гиганта французской индустрии Alcatel в руки американских бизнесменов позиции были безвозвратно утеряны. 

Франция во все времена славилась своими изобретателями, не перевелись они здесь и сегодня. Только вот перспективные начинания, которые называют английским словом «стартап», при малейшем успехе часто передислоцируются за океан, в США, или продают свою идею туда же за большие деньги. 

Так, гуляя по салону, я заметила, как блестящий голубоглазый робот представлял какую-то фирму. С удовольствием разглядывала его, и тут ко мне подошли и стали рассказывать о товарах фирмы. Но меня интересовал робот. «Он здесь только для того, чтобы представлять нас, – с небольшой досадой принялся объяснять мне молодой человек. – Он нам не принадлежит. Вообще-то этот робот был изобретен во Франции одним стартапом. Но его выкупила японская фирма...»

Ярмарка ремесленников


Салон больше напоминал пеструю ярмарку, куда съехались, если можно так выразиться, «коробейники» всех сортов из разных регионов. Были стенды с названиями географических областей, под которыми объединились производители самой разной продукции. На некоторых стендах был представлен только один-единственный товар. К примеру, очки с оправой из дерева или подставки для iPad из бамбука, круглые кошелки из кожи веселых цветов, куда можно положить наушники с проводами.

Большая часть выставки собрала совсем крошечные фирмы, по сути, ремесленников. Здесь были мастера ювелирных изделий, бижутерии, швейных и кожевенных товаров, кондитеры, шоколадники, изготовители необычных сыров.

В целом салон, наверное, был полезен для небольших неизвестных фирм – производителей новых изделий, чтобы познакомиться с потенциальными покупателями, завести необходимые коммерческие контакты. Например, под крышей салона можно было встретить изобретателей очень сложного аппарата для метеопредсказаний Netatmo. Или увидеть умную одежду фирмы BtoB, которая может подсчитывать пульс, температуру и другие физиологические показатели организма человека, надевшего ее. Cityzen Sciences представила подушку, которая анализирует качество сна, а также одежду для гор, в которой можно контролировать дыхание во время изменения высоты. Всеобщее внимание привлекла и обувь фирмы Digitsole. Тот, кто надел эти ботинки, получает информацию обо всех параметрах физической нагрузки во время ходьбы прямо на свой смартфон. 

Были здесь и весьма странные товары. Например, у одного стенда меня уговаривали испробовать новые изделия для аперитива – обжаренных со специями кузнечиков, червяков, саранчу. «Это еда будущего, – с энтузиазмом убеждали меня ребята, продававшие веселые коробочки. – Попробуйте, это очень приятно. Очень оригинальные закуски для гостей».

Встречались и известные марки, которые хотели показать, что их производство или часть фабрик не вывезены с территории Франции, а их изделия изготавливаются руками французских рабочих. Так, например, старинная фирма AIGLE, существующая с 1853 года, по-прежнему выпускает свою знаменитую обувь из каучука. Несмотря на то что за 160 лет менялась мода, модернизировалось производство, рабочие этой фирмы продолжают создавать боты вручную. У стенда компании было выставлено специальное оборудование, и рабочие показывали, как они изготавливают свои длинные каучуковые ботинки. 200 мастеров фабрики выпускают 4 тыс. пар обуви этой марки в день.

У стенда известной фирмы из Бретани SAINT JAMES, которая выпускает очень теплые и добротные трикотажные изделия, тоже было много людей. Здесь швейный мастер показывала, как на ультрасовременной машинке сшивают разные детали свитера. Кто-то демонстрировал раскрой одежды. Были ателье, где учили вязать крючком.

Когда я увидела стенд с названием BIC, то была сильно удивлена, потому что всегда была уверена, что все ручки из пластика давно выпускают в Китае. Оказывается, я ошибалась. Эта легендарная фирма работает во Франции и процветает. Дело в том, что основатели фирмы BIC Мишель Бик и Эдуард Бюфар в 1940-х годах выпускали детали для перьевых ручек, а в 1950-м выпустили свою первую шариковую ручку, которая имела планетарный успех. Чуть позже они стали выпускать одноразовые зажигалки и пластмассовые бритвенные станки.

Половина продающихся в мире изделий BIC изготавливается на фабриках во Франции. Например, здесь компания выпускает 3 млн зажигалок в день. 80% ручек и 95% бритвенных станков фирма отправляет на экспорт. Все оборудование для производства фирма также выпускает на родине. Это редкий случай для Франции.

Очень большой раздел салона был посвящен детям – одежда, мебель, декорации и игрушки. Во Франции продолжают выпускать свои традиционные игрушки, такие, например, как резиновая жирафа Софи, которую покупают в каждый дом, где рождается ребенок. Но время берет свое, и фабриканты внедряют новые технологии. Например, если теряется Numidou – плюшевая игрушка, в которой спрятана карта-код, то координаты ее хозяев высвечиваются на дисплее, и тот, кто обнаружил пропажу, может быстро связаться с владельцем и вернуть игрушку.

Однако отрасль производства игрушек, так же как и многие другие во Франции, на грани выживания. Если еще 20 лет назад было 200 фабрик игрушек, то сегодня их едва насчитывается 20. Только 7–8% проданных во Франции игрушек изготовлено в стране. С китайскими производителями трудно конкурировать. 

Некоторые стенды вызывали у посетителей недоумение. Что здесь делает, к примеру, германская компания Lidl? Или японские машины Toyota? Или американская фирма по выпуску мороженого Häagen-Dazs? 

Как пояснили представители известных во Франции дешевых супермаркетов Lidl, они считают себя вправе выставляться на салоне MADE IN FRANCE , потому что по всей Франции под их маркой существует 1500 магазинов, которые дают работу 25 тыс. французов. А 75% продуктов, продаваемых в их магазинах, выращено и произведено во Франции. Представители Häagen-Dazs рассказали, что несколько заводов во Франции выпускают их мороженое, где они используют молоко французских ферм, и это мороженое продается по всей Европе. 

Плоды деиндустриализации


Ни для кого не секрет, что гиганты промышленности Франции закрывали и по сей день продолжают закрывать свои фабрики и заводы, перенося производства в страны с дешевой рабочей силой. Как, например, автоконцерн Renault. Только 25% их автомобилей выпускается во Франции. Peugeot & Citroën производит на родине немногим больше – 35%. Зато японская Toyota открыла в 2001 году на севере Франции свой завод, который выпускает автомобили модели Yaris. 

Так что же произошло за последнее время с экономикой такой мощной державы, как Франция? Почему она имеет дефицит бюджета в размере 45 млрд евро? Тогда как в той же Германии таких проблем нет. Почему во Франции 10% безработных, а в Германии в 2 раза меньше? Почему в ВВП Франции на долю продукции, произведенной индустрией, приходится только 12%, а в Германии – 22%? 

И еще немного цифр. В 1975 году на заводах во Франции было занято 6 млн рабочих, а сегодня только 3 млн. Тогда же на территории страны действовало 6 млн малых и средних предприятий. В этом году их всего 2 млн. Только за первые три месяца нынешнего года в стране закрылось 32 завода. 9 млн французов оказались за чертой бедности, 3 млн из них дети.

Все эти вопросы задавались во время конференций, состоявшихся во время салона MADE IN FRANCE.

Вот что ответил на них политический обозреватель, автор книги «Alstom, государственный скандал» Жан-Мишель Катрпуа:

– Эпоха деиндустриализации в развитых странах Запада началась в 1990-х годах. Это было начало моды на глобализацию, единых финансовых рынков и время зарождения финансовых пирамид и так называемых мультинациональных компаний. Как вы помните, как раз в это время Китайская коммунистическая партия открыла ворота для производителей западных компаний, которые обрадовались возможности эксплуатировать дешевую рабочую силу. Это время совпало с моментом падения Берлинской стены, развалом Советского Союза, в связи с чем появилась возможность переводить заводы не только в Китай, но и в Восточную Европу.

Нам объясняли пользу глобализации, говорили, что заводы больше не нужны Западу, их лучше перевезти, чтобы не загрязнять нашу прекрасную страну. Элита Франции представляла себе, что эпоха индустриализации закончилась и необходимо установить международное разделение труда. Индустрию оставили Германии. А Франция должна заниматься финансовыми рынками, развивать военную промышленность, энергетику, сельское хозяйство, пищевые комплексы и сервис.

Такой выбор обернулся драмой для нашей страны, мы потеряли флагманов нашей промышленности: закрыли индустриальный гигант по выпуску алюминия Pechiney, упустили металлургический гигант Sacilor – Arcilor, знаменитый Alcatel. И вот сейчас на очереди Alstom! Целые промышленные отрасли исчезли с нашей территории. И чем мы их заменили? Решили, что сфера обслуживания, туризм могут компенсировать наш коммерческий баланс. 

Это была трагическая ошибка. Долгое время нас уверяли, что у нас есть элитные фирмы, так называемые САС 40 – 40 французских фирм с самыми высокими котировками на бирже. Только почти весь их капитал находится не во Франции!

После гигантов индустрии пришла очередь средних и малых предприятий. А ведь это основа основ нашей экономики, они кормили миллионы французов. Без опоры на крупные предприятия они потеряли ориентир. Началось повальное увлечение подсказками инвестиционных фондов: дескать, надо делокализовать предприятие, переместив производство в другие страны, а там продать его с молотка. Таким образом произошел необратимый крах нашей индустрии.

Вот что сказал другой обозреватель – Дени Жаке:

– Когда случается катаклизм, найти одного виноватого невозможно. Как правило, бывает сразу несколько виновников. 
В деградации нашей индустрии в первую очередь виноваты вы, я, мы все. В погоне за низкими ценами мы обесценили труд рабочего. 

Второй виновник – биржевой капитализм, когда все предприятия вдруг решили торговать своими акциями на бирже. Требовать от производителей каждые три месяца рекордной прибыли – это глупость. Это все равно что требовать от чемпиона по легкой атлетике каждые три месяца ставить мировые рекорды. Наши малые и средние предприятия не в состоянии выдержать гонку в погоне за все более низкими ценами. Посмотрите, у нас исчезает средний класс, а это остов экономики. После 30 лет властвования финансистов, массовой делокализации предприятий Франция потеряла свою мощь. На улицу выброшены миллионы безработных. Когда я вижу рекламу о все более низких ценах, мне хочется разбить телевизор. Давайте спросим себя: почему люди ищут подешевле? Потому что у них отняли работу...

Во время конференции кто-то сравнил промышленность Франции с огромным выгоревшим лесом. Однако все-таки остались еще то тут, то там отдельные «деревья» – предприятия, чудом уцелевшие после развала промышленности. И это вселяет надежду на то, что французский «лес» не погибнет, а возродится с новой силой.

 
Текст: Текст и фото: Огулбиби АМАННИЯЗОВА, Париж 21 декабря 2016 Количество просмотров: 700 Рейтинг читателей:

На эту тему



Самые посещаемые города мира

Международная платежная система MasterCard представила ежегодный Global Destination Cities Index 2017. Данный индекс позволяет получить прогноз посещаемости городов мира, который основывается на анализе данных о количестве приехавших граждан и объемах потраченных ими средств. По прогнозам MasterCard, наибольшее число туристов в 2017 году придется на следующие десять городов.


Самый верный способ «убить» ваш принтер

Что такое принтер? Помимо того что это печатающее устройство, позволяющее реализовывать ваши самые смелые задумки, это еще и сложный механизм, в котором происходят настоящие «космические» процессы. При этом важнейшая его часть – картридж. Без него принтер – это бесполезные куски железа и пластика.

Комментарии


Оставить комментарий
Оцените статью
нажмите на звезды

Предупреждение: комментарии не по теме будут удалены
Имя:
Комментарий: