|Обратная связь


Руководство к действию
Главная \ Статьи \ Руководство к действию \ Найти digital-маркетолога
 

Найти digital-маркетолога


Спрос на digital-маркетологов в Казахстане растет. Команда HiPO Kazakhstan выяснила, что представляет собой digital в Казахстане, какими навыками должен обладать соответствующий специалист и сколько он может стоить.

Благодаря цифровым технологиям мир меняется с небывалой скоростью. Мы со всех сторон окружены различными экранами, через которые получаем огромные потоки информации. Объем новых знаний, который поступает к нам в единицу времени, просто несопоставим с той информационной нагрузкой, которую испытывали наши предки еще три-четыре поколения назад. 

Количество пользователей интернета по всему миру ежегодно растет. Согласно данным интернет-статистики, в 2014 году интернетом пользовались 40,7% населения Земли, в 2015 году – 43,4%, а в 2016-м – уже 46,1%. Показатели Казахстана выше среднего и также отражают рост численности пользователей – 54,9; 55,5; 55,8% в 2014–2016 годах соответственно.

Цифровой маркетинг становится все актуальнее. В соседней России, по данным Ассоциации коммуникационных агентств, на интернет приходится почти 40% рекламного рынка. Компании используют цифровые технологии, чтобы заявлять о себе, увеличивать продажи, привлекать новых клиентов и удерживать старых. 

Задача digital-маркетинга, или цифрового маркетинга, заключается в том, чтобы посредством всевозможных форм цифровых каналов продвигать бренд. К цифровым каналам относятся: веб-сайты, вирусная реклама, контекстная реклама, поисковая реклама, баннерная реклама, CPA/лидогенерация, видеореклама, таргетированная реклама, мобильная реклама, нативная реклама/спонсорство, email-реклама и другое. 

Что касается профессионалов в сфере digital, то на рынке они высоко ценятся и востребованы как в компаниях с in-house-маркетингом, так и в специализированных digital-агентствах.

Команда HiPO встретилась с экспертами, имеющими различный опыт в области digital: Игорем Капраловым – экспертом в сфере digital-банкинга, Абаем Абен – менеджером по интернет-маркетингу и электронной коммерции компании Avon, Леонидом Гурьевым – директором по маркетингу сервиса Chocofood и Мухаммадом Муратовым – Team Lead агентства Netpeak. Мы узнали их мнение о состоянии дел на рынке и тенденциях этого направления.

Привлекательное в сфере


По мнению наших экспертов, за digital – будущее. Рынок интернет-маркетинга растет каждый год. Согласно отчету Pew Research Center, цифровая реклама в США уже составляет одну треть от всех рекламных расходов ($59,6 из 183 млрд). 

Одним из бонусов профессии digital-маркетолога является то, что в работе практически нет повторяющихся задач. В целом digital – смесь креатива, рекламы, дизайна, копирайтинга, психологии, математики и программирования. Креатив в этой сфере необходим, однако принято выделять его в отдельное от digital-маркетинга направление, поскольку создание идеи и ее продвижение – это два разных процесса. В целом в сферу digital приходят разносторонние специалисты, которые ценятся на рынке труда. 

Как лучше вести digital-маркетинг – самим или силами специализированного агентства? У каждого из подходов есть свои сильные и слабые стороны. 

При работе с агентством компания может столкнуться с шаблонным подходом и непониманием специфики бизнеса, так как оно ведет десятки проектов одновременно для разных компаний. Более того, работая с агентством, надо понимать цели, которые важны для бизнеса (количество заявок, покупок, звонков), и оценивать его работу исходя из достижения этих целей. Со знанием продукта штатные специалисты могут найти более креативные способы продвижения, оптимизировать рекламу и расходы на нее. Со своей командой проще запускать и тестировать новые инструменты для продвижения. Зачастую проблемной становится сама коммуникация между компанией и агентством.

В случае работы in-house это сложности с: 

• контролем и организацией работы специалистов;
• подбором кадров – опытных специалистов сейчас мало; 
• автоматизацией процессов – программы, которые используются в агентствах, гораздо сложнее окупить, если приобретать их только для собственных нужд;
• постоянным профессиональным обучением – в агентствах это поставлено на поток;
• экспертизой более профессиональных коллег – в агентствах всегда есть профессионал на голову выше, к которому можно обратиться за помощью.

Есть еще один вариант работы: агентство и in-house вместе. Такой вариант лучше всего подходит для крупных проектов и нивелирует недостатки отдельно взятой модели. Эксперты рекомендуют штатного digital-специалиста, который будет знать специфику бизнеса, вести коммуникацию с агентством и контролировать его работу. В будущем эксперты видят полный переход на in-house-маркетинг. Во-первых, in-house-команды отлично разбираются в продукте и чувствуют бренд. Во-вторых, ведение in-house-маркетинга дешевле, чем услуги digital-агентства. В-третьих, в ближайшем будущем нынешние специалисты в сфере digital будут обладать достаточным опытом, необходимыми навыками и инструментами для эффективного маркетинга.

В отношении трудового рынка Казахстана эксперты считают, что в настоящее время здесь мало специалистов, которых можно назвать профессионалами. Есть специалисты, которые могут сделать базовые вещи, например подобрать ключевые слова или запустить объявление. Но не много специалистов, которые понимают digital-маркетинг глубже и вкладывают деньги в продвижение максимально эффективно: умеют автоматизировать процессы, выбирать нужную аудиторию и правильно взаимодействовать с ней.

Ожидаемые тренды в digital на 2017 год


1. Неизменный тренд последних лет, по мнению экспертов, это активный переход от традиционных каналов продвижения к продвижению в digital. Интернет-маркетинг позволяет недорого охватить большую аудиторию и быстро увидеть результаты в цифрах. 

2. С активным использованием цифровых каналов продвижения увеличивается фокус на качество самого продукта. Digital-канал – как самая видная и яркая витрина в торговом центре. Если в этой витрине выставлен товар плохого качества, то для бизнеса это скорее во вред, чем на пользу. Поэтому прежде чем начинать продвижение в интернете, бизнес совершенствует продукт. 

3. Все еще в тренде контент-маркетинг. Брендовый контент уже конкурирует не только с другими брендами, но и со СМИ. Также растет уровень потребления UGC-контента (англ. User-generated content) – контента, который создают сами пользователи. Cамый распространенный UGC-контент сосредоточен в социальных сетях и блогах. Набирает большую популярность live-контент: лайв-истории в Instagram, стримы в Periscope и прямые трансляции в Facebook. 

4. Аналитика и обработка больших данных. В крупных компаниях уже отходят от классического «а давайте попробуем» и строят гипотезы на основе цифр. Такой подход называется data-driven-маркетинг. Это позволяет персонализировать рекламу и намного увеличивать продажи.

5. Не первый год среди трендов в digital рост мобильного трафика, доля которого в октябре 2016 года уже стала больше половины всего мирового интернет-трафика. Так, маркетологи предпочитают омниканальное планирование. Омниканальность – маркетинговый термин, обозначающий взаимную интеграцию разрозненных каналов коммуникации в единую систему с целью обеспечения бесшовной и непрерывной коммуникации с клиентом. Другими словами, коммуникация распространяется сразу не несколько каналов. Причем это не так, что один и тот же контент транслируется на разные каналы – материалы каждого канала взаимодействуют между собой.

6. Один из экспертов также выделил тенденцию относительно кадров – бизнес начинает взращивать домашние команды. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы получать оперативную и прозрачную аналитику. Во-вторых, со временем такие команды будут ничем не уступать digital-агентствам и при этом стоить дешевле. 

7. С точки зрения digital-агентств, тенденцией становится то, что компании-клиенты начинают глубже вникать в процессы продвижения в интернете, включая ценообразование. Поэтому агентства отрабатывают не только эффективность, но и прозрачность процессов работы.



Навыки, необходимые для интернет-маркетолога


Как и у всех мастеров своего дела, у хорошего интернет-маркетолога в первую очередь должен быть живой интерес к сфере. Помимо этого эксперты выделили несколько необходимых soft skills: 

Аналитическое мышление – умение быстро находить эффективное и оптимальное решение в той или иной ситуации. Оно помогает digital-маркетологу в большом потоке данных просчитывать эффект от того или иного действия.
●Любой digital-проект включает работу множества специалистов: контент-менеджеров, дизайнеров, копирайтеров, программистов, SMM-специалистов и многих других. Успех проекта зависит от умения каждого из них работать в команде. 
Коммуникативные навыки особенно важны для проектных менеджеров, которым необходимо правильно ставить задачи тем же программистам или дизайнерам. 
Постоянное саморазвитие поможет специалистам оставаться в тренде быстро развивающегося digital-рынка, изучать новые технологии и повышать свою эффективность.
Креативное мышление будет полезным интернет-маркетологу в части генерации качественного контента и новых способов продвижения.

Технические навыки, или так называемые hard skills:

Навыки работы с основными рекламными инструментами и аналитическими системами: Google AdWords, «Яндекс.Директ», Google Analytics, «Яндекс.Метрика», Facebook Blueprint. 
Программирование – чтобы автоматизировать или делать кампании умнее, более узко сегментировать аудитории.
Microsoft Excel – must-have для работы с цифрами.
Adobe Photoshop – чтобы можно было быстро исправить мелкие детали или ошибки на баннере.
Front-end-разработка – чтобы понимать, куда вставлять пиксель от очередной рекламной/аналитической системы, или быстро запускать тест.

Такие требования предъявляет рынок труда к профессионалам в digital.

Компания HiPO Kazakhstan регулярно проводит исследования рынка профессионалов в различных сферах. В ходе изучения digital-рынка выяснилось, что интернет-маркетологи с опытом работы более трех лет, как правило, не находятся в активном поиске работы. Их профайл в LinkedIn существует, чтобы налаживать профессиональные связи с коллегами. Они готовы рассматривать предложения о работе, которые предполагают новые профессио­нальные возможности, новые знания и интересные задачи. 

Средняя ежемесячная зарплата менеджеров по digital-маркетингу с опытом работы от трех до шести лет варьируется от 400 до 700 тыс. тенге, тогда как ожидания больше на 100–200 тыс. тенге. Профессионалы с опытом работы более семи лет получают в среднем 1 млн тенге в месяц. Ожидания по зарплате интернет-маркетологов из соседних стран, России и Украины, начинаются от $2,5 тыс. на начальных позициях и доходят до $10 тыс. при наличии опыта работы более пяти лет.

Компетенции, которые необходимы digital-руководителю, включают не только узкоспециализированные знания по инструментам продвижения, но и навыки стратегического планирования. Профессионалов с такими компетенциями не так много на рынке. In-house-маркетологи отлично знают специфику бизнеса, но не всегда могут использовать весь потенциал инструментов digital-маркетинга. А маркетологи агентств – эксперты в продвижении, однако редко работают над долгосрочной стратегией с учетом особенностей бизнеса компании.

Найти квалифицированного digital-руководителя недостаточно. Необходимо его вовлечь и удержать. Профессионалы широкого профиля с серьезным опытом работы хотят постоянно расти и развиваться. Поэтому компаниям-работодателям нужно создавать для этого соответствующие условия. Важно, чтобы у руководства компании было видение digital и его вклада в достижение целей бизнеса. Только так у digital-маркетолога будут четкие цели, интересные задачи и профессиональное развитие, чтобы надолго оставаться в компании.





 
Текст: Береке Тулепбергенова, HiPO Kazakhstan 13 марта 2017 Количество просмотров: 444 Рейтинг читателей:

На эту тему



Семь основных ошибок при запуске сайта

Какие типичные ошибки совершают предприниматели при создании сайтов и как их избежать?


Пять фатальных ошибок лидера

Когда вы берете на себя руководство компанией или проектом, то становитесь лидером. Давайте разберем, какими качествами должен обладать человек, занимающий такую позицию. Какие ошибки ослабляют влияние лидера?

Комментарии


Оставить комментарий
Оцените статью
нажмите на звезды

Предупреждение: комментарии не по теме будут удалены
Имя:
Комментарий: