|Обратная связь


Руководство к действию
Главная \ Статьи \ Руководство к действию \ Найти digital-маркетолога
 

Найти digital-маркетолога


Спрос на digital-маркетологов в Казахстане растет. Команда HiPO Kazakhstan выяснила, что представляет собой digital в Казахстане, какими навыками должен обладать соответствующий специалист и сколько он может стоить.

Благодаря цифровым технологиям мир меняется с небывалой скоростью. Мы со всех сторон окружены различными экранами, через которые получаем огромные потоки информации. Объем новых знаний, который поступает к нам в единицу времени, просто несопоставим с той информационной нагрузкой, которую испытывали наши предки еще три-четыре поколения назад. 

Количество пользователей интернета по всему миру ежегодно растет. Согласно данным интернет-статистики, в 2014 году интернетом пользовались 40,7% населения Земли, в 2015 году – 43,4%, а в 2016-м – уже 46,1%. Показатели Казахстана выше среднего и также отражают рост численности пользователей – 54,9; 55,5; 55,8% в 2014–2016 годах соответственно.

Цифровой маркетинг становится все актуальнее. В соседней России, по данным Ассоциации коммуникационных агентств, на интернет приходится почти 40% рекламного рынка. Компании используют цифровые технологии, чтобы заявлять о себе, увеличивать продажи, привлекать новых клиентов и удерживать старых. 

Задача digital-маркетинга, или цифрового маркетинга, заключается в том, чтобы посредством всевозможных форм цифровых каналов продвигать бренд. К цифровым каналам относятся: веб-сайты, вирусная реклама, контекстная реклама, поисковая реклама, баннерная реклама, CPA/лидогенерация, видеореклама, таргетированная реклама, мобильная реклама, нативная реклама/спонсорство, email-реклама и другое. 

Что касается профессионалов в сфере digital, то на рынке они высоко ценятся и востребованы как в компаниях с in-house-маркетингом, так и в специализированных digital-агентствах.

Команда HiPO встретилась с экспертами, имеющими различный опыт в области digital: Игорем Капраловым – экспертом в сфере digital-банкинга, Абаем Абен – менеджером по интернет-маркетингу и электронной коммерции компании Avon, Леонидом Гурьевым – директором по маркетингу сервиса Chocofood и Мухаммадом Муратовым – Team Lead агентства Netpeak. Мы узнали их мнение о состоянии дел на рынке и тенденциях этого направления.

Привлекательное в сфере


По мнению наших экспертов, за digital – будущее. Рынок интернет-маркетинга растет каждый год. Согласно отчету Pew Research Center, цифровая реклама в США уже составляет одну треть от всех рекламных расходов ($59,6 из 183 млрд). 

Одним из бонусов профессии digital-маркетолога является то, что в работе практически нет повторяющихся задач. В целом digital – смесь креатива, рекламы, дизайна, копирайтинга, психологии, математики и программирования. Креатив в этой сфере необходим, однако принято выделять его в отдельное от digital-маркетинга направление, поскольку создание идеи и ее продвижение – это два разных процесса. В целом в сферу digital приходят разносторонние специалисты, которые ценятся на рынке труда. 

Как лучше вести digital-маркетинг – самим или силами специализированного агентства? У каждого из подходов есть свои сильные и слабые стороны. 

При работе с агентством компания может столкнуться с шаблонным подходом и непониманием специфики бизнеса, так как оно ведет десятки проектов одновременно для разных компаний. Более того, работая с агентством, надо понимать цели, которые важны для бизнеса (количество заявок, покупок, звонков), и оценивать его работу исходя из достижения этих целей. Со знанием продукта штатные специалисты могут найти более креативные способы продвижения, оптимизировать рекламу и расходы на нее. Со своей командой проще запускать и тестировать новые инструменты для продвижения. Зачастую проблемной становится сама коммуникация между компанией и агентством.

В случае работы in-house это сложности с: 

• контролем и организацией работы специалистов;
• подбором кадров – опытных специалистов сейчас мало; 
• автоматизацией процессов – программы, которые используются в агентствах, гораздо сложнее окупить, если приобретать их только для собственных нужд;
• постоянным профессиональным обучением – в агентствах это поставлено на поток;
• экспертизой более профессиональных коллег – в агентствах всегда есть профессионал на голову выше, к которому можно обратиться за помощью.

Есть еще один вариант работы: агентство и in-house вместе. Такой вариант лучше всего подходит для крупных проектов и нивелирует недостатки отдельно взятой модели. Эксперты рекомендуют штатного digital-специалиста, который будет знать специфику бизнеса, вести коммуникацию с агентством и контролировать его работу. В будущем эксперты видят полный переход на in-house-маркетинг. Во-первых, in-house-команды отлично разбираются в продукте и чувствуют бренд. Во-вторых, ведение in-house-маркетинга дешевле, чем услуги digital-агентства. В-третьих, в ближайшем будущем нынешние специалисты в сфере digital будут обладать достаточным опытом, необходимыми навыками и инструментами для эффективного маркетинга.

В отношении трудового рынка Казахстана эксперты считают, что в настоящее время здесь мало специалистов, которых можно назвать профессионалами. Есть специалисты, которые могут сделать базовые вещи, например подобрать ключевые слова или запустить объявление. Но не много специалистов, которые понимают digital-маркетинг глубже и вкладывают деньги в продвижение максимально эффективно: умеют автоматизировать процессы, выбирать нужную аудиторию и правильно взаимодействовать с ней.

Ожидаемые тренды в digital на 2017 год


1. Неизменный тренд последних лет, по мнению экспертов, это активный переход от традиционных каналов продвижения к продвижению в digital. Интернет-маркетинг позволяет недорого охватить большую аудиторию и быстро увидеть результаты в цифрах. 

2. С активным использованием цифровых каналов продвижения увеличивается фокус на качество самого продукта. Digital-канал – как самая видная и яркая витрина в торговом центре. Если в этой витрине выставлен товар плохого качества, то для бизнеса это скорее во вред, чем на пользу. Поэтому прежде чем начинать продвижение в интернете, бизнес совершенствует продукт. 

3. Все еще в тренде контент-маркетинг. Брендовый контент уже конкурирует не только с другими брендами, но и со СМИ. Также растет уровень потребления UGC-контента (англ. User-generated content) – контента, который создают сами пользователи. Cамый распространенный UGC-контент сосредоточен в социальных сетях и блогах. Набирает большую популярность live-контент: лайв-истории в Instagram, стримы в Periscope и прямые трансляции в Facebook. 

4. Аналитика и обработка больших данных. В крупных компаниях уже отходят от классического «а давайте попробуем» и строят гипотезы на основе цифр. Такой подход называется data-driven-маркетинг. Это позволяет персонализировать рекламу и намного увеличивать продажи.

5. Не первый год среди трендов в digital рост мобильного трафика, доля которого в октябре 2016 года уже стала больше половины всего мирового интернет-трафика. Так, маркетологи предпочитают омниканальное планирование. Омниканальность – маркетинговый термин, обозначающий взаимную интеграцию разрозненных каналов коммуникации в единую систему с целью обеспечения бесшовной и непрерывной коммуникации с клиентом. Другими словами, коммуникация распространяется сразу не несколько каналов. Причем это не так, что один и тот же контент транслируется на разные каналы – материалы каждого канала взаимодействуют между собой.

6. Один из экспертов также выделил тенденцию относительно кадров – бизнес начинает взращивать домашние команды. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы получать оперативную и прозрачную аналитику. Во-вторых, со временем такие команды будут ничем не уступать digital-агентствам и при этом стоить дешевле. 

7. С точки зрения digital-агентств, тенденцией становится то, что компании-клиенты начинают глубже вникать в процессы продвижения в интернете, включая ценообразование. Поэтому агентства отрабатывают не только эффективность, но и прозрачность процессов работы.



Навыки, необходимые для интернет-маркетолога


Как и у всех мастеров своего дела, у хорошего интернет-маркетолога в первую очередь должен быть живой интерес к сфере. Помимо этого эксперты выделили несколько необходимых soft skills: 

Аналитическое мышление – умение быстро находить эффективное и оптимальное решение в той или иной ситуации. Оно помогает digital-маркетологу в большом потоке данных просчитывать эффект от того или иного действия.
●Любой digital-проект включает работу множества специалистов: контент-менеджеров, дизайнеров, копирайтеров, программистов, SMM-специалистов и многих других. Успех проекта зависит от умения каждого из них работать в команде. 
Коммуникативные навыки особенно важны для проектных менеджеров, которым необходимо правильно ставить задачи тем же программистам или дизайнерам. 
Постоянное саморазвитие поможет специалистам оставаться в тренде быстро развивающегося digital-рынка, изучать новые технологии и повышать свою эффективность.
Креативное мышление будет полезным интернет-маркетологу в части генерации качественного контента и новых способов продвижения.

Технические навыки, или так называемые hard skills:

Навыки работы с основными рекламными инструментами и аналитическими системами: Google AdWords, «Яндекс.Директ», Google Analytics, «Яндекс.Метрика», Facebook Blueprint. 
Программирование – чтобы автоматизировать или делать кампании умнее, более узко сегментировать аудитории.
Microsoft Excel – must-have для работы с цифрами.
Adobe Photoshop – чтобы можно было быстро исправить мелкие детали или ошибки на баннере.
Front-end-разработка – чтобы понимать, куда вставлять пиксель от очередной рекламной/аналитической системы, или быстро запускать тест.

Такие требования предъявляет рынок труда к профессионалам в digital.

Компания HiPO Kazakhstan регулярно проводит исследования рынка профессионалов в различных сферах. В ходе изучения digital-рынка выяснилось, что интернет-маркетологи с опытом работы более трех лет, как правило, не находятся в активном поиске работы. Их профайл в LinkedIn существует, чтобы налаживать профессиональные связи с коллегами. Они готовы рассматривать предложения о работе, которые предполагают новые профессио­нальные возможности, новые знания и интересные задачи. 

Средняя ежемесячная зарплата менеджеров по digital-маркетингу с опытом работы от трех до шести лет варьируется от 400 до 700 тыс. тенге, тогда как ожидания больше на 100–200 тыс. тенге. Профессионалы с опытом работы более семи лет получают в среднем 1 млн тенге в месяц. Ожидания по зарплате интернет-маркетологов из соседних стран, России и Украины, начинаются от $2,5 тыс. на начальных позициях и доходят до $10 тыс. при наличии опыта работы более пяти лет.

Компетенции, которые необходимы digital-руководителю, включают не только узкоспециализированные знания по инструментам продвижения, но и навыки стратегического планирования. Профессионалов с такими компетенциями не так много на рынке. In-house-маркетологи отлично знают специфику бизнеса, но не всегда могут использовать весь потенциал инструментов digital-маркетинга. А маркетологи агентств – эксперты в продвижении, однако редко работают над долгосрочной стратегией с учетом особенностей бизнеса компании.

Найти квалифицированного digital-руководителя недостаточно. Необходимо его вовлечь и удержать. Профессионалы широкого профиля с серьезным опытом работы хотят постоянно расти и развиваться. Поэтому компаниям-работодателям нужно создавать для этого соответствующие условия. Важно, чтобы у руководства компании было видение digital и его вклада в достижение целей бизнеса. Только так у digital-маркетолога будут четкие цели, интересные задачи и профессиональное развитие, чтобы надолго оставаться в компании.





 
Текст: Береке Тулепбергенова, HiPO Kazakhstan 13 марта 2017 Количество просмотров: 528 Рейтинг читателей:

На эту тему



Конкурентная разведка с помощью социальных сетей

Рыночная экономика характеризуется высокой степенью неопределенности, что приводит к неравным условиям для компаний в бизнес-среде.


Практическое лидерство: еще раз об ошибках

В прошлом номере мы начали разговор об ошибках лидера, которые ослабляют его влияние на подчиненных. Я рассказал о пяти из них. Вот еще пять, о которых руководители должны знать, чтобы исключить их из своего стиля управления.

Комментарии


Оставить комментарий
Оцените статью
нажмите на звезды

Предупреждение: комментарии не по теме будут удалены
Имя:
Комментарий: